Досье личности
ГОСТОМЫСЛ
Имя латиницей: Gostomysl
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.810
Дата смерти: реконструировано 00.00.860 Возраст (50)
По восточному: Тигр
География: ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Ключевые слова: власть, князь, политика, правитель.
Anno: 0850
ГОСТОМЫСЛ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
Гостомысл — один из героев литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Из-за разночтения большого количества источников возможно, что Гостомысл был одним из первых новгородских посадников (в списке посадников указан первым), или князем в Новгороде. Имя Гостомысла встречается в западных анналах как имя вождя вендов (западных славян). Гостомысл в источниках В ранних древнерусских летописях имя Гостомысла не встречается, его имя как старейшины кратко упомянуто в Новгородско-Софийском своде начала XV века (Софийской первой и Новгородской четвёртой летописях). Как инициатор «призвания варягов» он впервые появляется в источниках XVI века. Воскресенская летопись(XVI в.) сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии: « И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житіе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ». Согласно Степенной Новгородской книге Гостомысл умер глубоким стариком. В летописях указывают про холм Гостомысла и его могилу на Волотовом поле вблизи Великого Новгорода. Археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке, самые ранние постройки там датируются 930-ми годами. Княжеская резиденция в Рюриковом городище возникла ранее и там обнаружены следы скандинавского присутствия. Однако предположительно имя Гостомысла в источниках IX века обнаруживается вдали от Новгородских земель. Гостомыслом звали одного из племенных вождей вендов (западных славян), который погиб в 844 году в сражениях против короля Людовика согласно Ксантенским[1] и Фульдским анналам. В оригинальном тексте имя погибшего вождя пишется на латинском как Gestimus. Ссылаясь на это сообщение в середине XIX века И.И. Срезневский писал, что имя Гостомысла имеет западнославянские корни, так как окончание «-мысл» не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян. Иоакимовская летопись Историю Гостомысла наиболее подробно излагает так называемая Иоакимовская летопись, спорный источник, опубликованный историком В.И. Татищевым в XVIII веке: «Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь. Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.» Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. (Ср. историю о сне, увиденном дедом Кира Великого). Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Историки о личности Гостомысла Историки XVIII века Татищев и Щербатов склонялись к признанию достоверности рассказа Иоакимовской летописи о Гостомысле. Первым усомнился в существовании Гостомысла историограф немецкого происхождения, академик Миллер. В существование Гостомысла не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Гостомысле сказками, внесенными в летописи гораздо позднее. С ним не соглашался другой известный историк Соловьев, который в «Истории России с древнейших времен» говорит «в своде летописей Татищева, в подлинности которых нет основания сомневаться»[2]. Археолог-лингвист А.М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «-гост-; -гощ-», и допустил их широкое появление уже с VIII века[3]. Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги также указывают на распространение в IX веке посуды западнославянского типа, характерной для побережья Балтики, что может указывать как развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части западно-славянских племён. В сборнике легенд из истории немецкой земли Мекленбург (бывшие земли западных славян), записанных французским исследователем Мармье (фр. Xavier Marmier), — ободритский Гостомысл был причислен к варягам[4][5]. Некоторые авторы считают его происходившим из велетов-волотов — старшин у финно-угров[6]. Возможно в текст русских летописей вплелись легенды и сказания, рождённые в среде ободритов (бодричей), населявших побережье Балтийского моря между Одером и Эльбой. Примечания 1. ↑ Анналы Ксантена. Год 844. 2. ↑ Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том III. глава 1 3. ↑ Археологическое исследование Новгородской земли. ЛГУ, 1984. С. 25 — 45 4. ↑ Француз Мармье (X. Marmier) издал в 1840 в Париже, а затем в 1841 в Брюсселе книгу «Письма о севере», где им в Мекленбурге записана легенда о призвании Годлава. 5. ↑ Мекленбургское городище близ современного города Висмара в немецкой земле Мекленбург-Передняя Померания, часто отождествляется с Велиградом — городом ободритов из средневековых хроник 6. ↑ Золин П.М.Велет Гостомысл//«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14360, 21.04.2007 (см Золин П.М.)- АННА ВАСИЛЬЕВНА
- АННА Византийская
- АННА ВСЕВОЛОДОВНА
- АННА ИСААКОВНА
- АННА МСТИСЛАВНА
- АННА ЯРОСЛАВНА
- АНТОНИЙ (архиепископ)
- АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
- АНТОНИЙ РИМЛЯНИН
- АРЕФА Печерский
- АРСЕНИЙ (Коневский)
- АРСЕНИЙ (Рязанский)
- АРСЕНИЙ (Тверской)
- АСКОЛЬД
- АФАНАСИЙ I ДАНИЛОВИЧ
- АФАНАСИЙ Высоцкий Старший
- АФФОНИЙ (митрополит Новгородский)
- АХМАТ-ГИРЕЙ ХРОМОЙ
- БАБИЧ Семен Иванович
- БАЙДАР
- БЕЛА II Слепец
- БЕРКАЙ
- БЛУД Ивещей
- БОБРОК-ВОЛЫНСКИЙ Дмитрий Михайлович
- БОЛЕСЛАВ I МАЗОВЕЦКИЙ
- БОЛЕСЛАВ ТРОЙДЕНОВИЧ
- БОНЯК
- БОРЕЦКИЙ Дмитрий Исаакович
- БОРИС I ВАСИЛЬКОВИЧ
- БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (микулинский)
- БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (тверской)
- БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ
- БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ
- БОРИС ВСЕВОЛОДИЧ
- БОРИС ВЯЧЕСЛАВИЧ
- БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ
- БОРИС ЮРЬЕВИЧ
- БОРИСОВ-БОРОЗДИН Петр Борнеович
- БОЯН
- БРЯЧИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ
- БУДАЛУЙ КАЙБУЛОВ
- ВАДИМ ХРАБРЫЙ
- ВАРЛААМ (Рогов)
- ВАРЛААМ (Старорушин)
- ВАРЛААМ (Хутынский)
- ВАРЛААМ Важский
- ВАРЛААМ ПЕЧЕРСКИЙ
- ВАСИЛИЙ (монах)
- ВАСИЛИЙ I
- ВАСИЛИЙ I АЛЕКСАНДРОВИЧ
- ВАСИЛИЙ I АНДРЕЕВИЧ
- ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ
- ВАСИЛИЙ I КОНСТАНТИНОВИЧ (Ростовский)
- ВАСИЛИЙ I КОНСТАНТИНОВИЧ (Рязанский)
- ВАСИЛИЙ I МИХАЙЛОВИЧ
- ВАСИЛИЙ I ЯРОСЛАВИЧ
- ВАСИЛИЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ
- ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ Темный
- ВАСИЛИЙ II ДМИТРИЕВИЧ Кирдяпа
- ВАСИЛИЙ II КОНСТАНТИНОВИЧ
- ВАСИЛИЙ II ЯРОСЛАВИЧ Мизинный
- ВАСИЛИЙ III Иванович
- ВАСИЛИЙ IV ЮРЬЕВИЧ Шуйский
- ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ