российский живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х гг., один из самых ярких сценографов ХХ в. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта). В 1901 г. поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С. М. Волнухину и П. П. Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К. А. Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909 г. В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося живописца М. Ф. Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве. В 1907-1911 гг. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 г. Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалипсические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме – привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х гг. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление – изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма – в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых и В. Хлебникова («Мирсконца», 1912; «Игра в аду», 1912; «Взорваль», 1913; «Пустынники», 1913). Начав выставляться с 1904 г., Гончарова в 1906 г. была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 г. вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 гг. – член группы «Ослиный хвост», в 1913 г. входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (1912). В 1914 г. Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915 г., приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 г. супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой – театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 г. она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» М. Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, 1923, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х гг. были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е гг. писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х гг. – их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.
Досье личности
ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна
Имя латиницей: Goncharova Natal`ya Sergeevna
Пол: женский
Дата рождения: 04.06.1881
Место рождения: село Нагаево, около Тулы, Россия
Дата смерти: 17.10.1962 Возраст (81)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Змея
География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, книга, ЛИЧНОСТИ журнал, рисунок, скульптор, театр.
Anno: 1930
Наталья Сергеевна ГОНЧАРОВА
Наталья Сергеевна ГОНЧАРОВА в фотографиях:
- АГАДАТИ Барух (1895 - 1976)
- АННЕНКОВ Юрий Павлович (1890 - 1974)
- АНРЕП Борис Васильевич (1885 - 1969)
- ВОЛНУХИН Сергей Михайлович (1859 - 1921)
- ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886 - 1921)
- ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929)
- ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович (1892 - 1969)
- КОРОВИН Евгений Александрович (1892 - 1964)
- КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич (1886 - 1968)
- ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881 - 1964)
- МИНЧИН Абрам (1898 - 1931)
- МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839 - 1881)
- НЕМЕНОВА Герта Михайловна (1905 - 1986)
- ПИРОСМАНИ Нико (1862 - 1918)
- РАВЕЛЬ Морис (1875 - 1937)
- РИЖ-РУССО Жанна (1870 - 1956)
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908)
- СОЛОГУБ Леонид Романович (1884 - 1956)
- СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 - 1971)
- ТРУБЕЦКОЙ Павел Петрович (1866 - 1938)
- ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 - 1922)
- ЧУРИЛИН Тихон Васильевич (1885 - 1946)
- ЯКОВЛЕВА Татьяна Алексеевна (1906 - 1991)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.artonline.ru
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №116 (2018)
- ЕФАНОВ Василий Прокофьевич
- ЖАК Шарль Эмиль
- ЖАКМАР Жюль Фердинан
- ЖАНСОН Николя
- ЖЕРИКО Теодор
- ЖИРАР Алексис Франсуа
- ЖИРО Жан
- ЖИРОДЕ-ТРИОЗОН Анн-Луи
- ЖОАННО Тони
- ЖОАННО Шарль
- ЗАВЬЯЛОВ Василий Васильевич (художник)
- ЗАЙТЦ Рудольф фон
- ЗАРУБИН Владимир Иванович
- ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович
- ЗАХАРОВ Гурий Филиппович
- ЗВОНЦОВ Василий Михайлович
- ЗВОРЫКИН Борис Васильевич
- ЗЕЙДЕЛЬ Густав
- ЗЕЛЕНЦОВ Капитон Алексеевич
- ЗИЧИ Михай
- ЗЛАТКОВСКИЙ Михаил Михайлович
- ЗНАМЕНСКИЙ Михаил Степанович
- ЗРЗАВИ Ян
- ЗУБЕЙР ТУРКИ
- ЗУБРЕЕВА Мария Абрамовна
- ЗУБРИЦКИЙ Никодим
- ЗУЙКОВ Владимир Николаевич
- ЗЯБЛИКОВА Аида Петровна
- ИВАНЕЦ Иван
- ИВАНОВ Виктор Семенович
- ИВАНОВ Иван Алексеевич
- ИВАНОВ Константин Кириллович
- ИВАНОВ Михаил Матвеевич
- ИВАНОВ Сергей Васильевич (живописец)
- ИВАНОВСКИЙ Петр Иванович
- ИККЮ Содзюн
- ИОАНН Буций
- ИПУСТЕГИ Жан-Робер
- ИСРАЭЛС Йосеф
- ИССИГОНИС Алек
- ИТО Синсуй
- ЙЕССУРУН де МЕСКИТА Самуэль
- ЙОНГКИНД Ян Бартолд
- ЙОХАНИ Андрус
- КАБИЩЕР-ЯКЕРСОН Елена Аркадьевна
- КАГАЯ Ютака
- КАЗАНЦЕВ Анатолий Алексеевич
- КАЙРЮКШТИС Витаутас
- КАЛАМАТТА Луиджи
- КАЛАШНИКОВ Анатолий Иванович
- КАЛИНОВСКИЙ Геннадий Владимирович
- КАЛЛИ Пол
- КАЛЛО Жак
- КАЛЬДЕРОН Филипп-Гермогенес
- КАЛЬКРЕЙТ Леопольд фон
- КАМЕНСКИЙ Антоний
- КАМУЧЧИНИ Винченцо
- КАН Се Хван
- КАНДАУРОВ Антон Иванович
- КАНЕВСКИЙ Аминадав Моисеевич
- КАНО Эйтоку
- КАНТОР Тадеуш
- КАПЕЛЮШ Эмиль Борисович
- КАРАЗИН Николай Николаевич