французский кинорежиссер, сценарист, актер, критик и теоретик кино, один из лидеров французской новой волны, виднейший представитель авангарда в мировом кинематографе. Создатель около 70 фильмов. Родился в состоятельной франко-швейцарской семье. Образование получил в Швейцарии и в парижском лицее Бюффон. В 1949 г. поступает на философский факультет Сорбонны; оканчивает университет с дипломом этнолога. Завсегдатай французской синематеки, он активно участвует в клубном движении. Решающую роль в творческом становлении Годара сыграла встреча и знакомство с видным кинокритиком А. Базеном, при поддержке которого с 1950 г. он сотрудничает с «Газетт дю синема», годом позже становится одним из ведущих сотрудников колыбели новой волны – журнала «Кайе дю синема» и наряду с Ф. Трюффо, К. Шабролем, Ж. Риветтом и Э. Ромером, лидером этого направления в национальном кино. На поприще режиссуры дебютирует в 1954 г. короткометражным фильмом «Операция бетон». Премьера первого полнометражного фильма Годара «На последнем дыхании» (1959, по собственному сценарию, основанному на идее Трюффо) обозначила приход во французское кино нового поколения кинематографистов, вооруженных своеобразным стилем и собственными, резко отличающимися от общепринятых мировоззренческими установками. Криминально-мелодраматическая история молодого правонарушителя, скрывающегося от полиции и преданного подругой-американкой, насыщенная естественными шумами большого города, не только производила впечатление документальной: она содержала духовный портрет нового потерянного поколения, как нельзя более чуждого традиционно буржуазным представлениям о нравственности и морали. Главный герой в исполнении Ж. П. Бельмондо бросал отчаянный вызов абсурду регламентированного бытия. На протяжении 1960-х гг. Годар, как и его соратники по новой волне, сделает тему бунтующей молодежи центральной в своем творчестве; однако, исследуя генезис молодежного протеста в философском, политическом и социологическом плане, на каждом из этих направлений он пойдет много дальше своих коллег. В фокусе его внимания – милитаризм и подавление личности («Маленький солдат», 1959, запрещенный цензурой вплоть до 1963), проституция как универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе («Жить своей жизнью», 1962, «Презрение», 1963, «Две или три вещи, которые я о ней знаю», 1966), изнанка респектабельного брака («Замужняя женщина», 1964), джунгли политического соперничества («Сделано в США», 1966), тупики индивидуалистического бунта («Безумный Пьеро», 1965) и молодежного экстремизма («Отдельная банда», 1964, «Китаянка», 1967), истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире («Карабинеры», 1963, «Альфавиль», 1965, «Уик-энд», 1967). Годаровская мозаика по широте охвата жизненных явлений не знает себе равных в игровом кинематографе своего времени. На излете новой волны один из самых дерзких ее новаторов, Годар, становящийся одним из идейных лидеров студенческой майской революции 1968 г., делает резкий крен влево, пересматривая не только стилистику, но и функциональное назначение кинематографа. Большинство его лент 1970-х гг. задуманы как вариант политического агитпропа. Созданная им кинематографическая Группа Дзиги Вертова принципиально чуждается сколь-нибудь широких образных обобщений, предпочитая формы прямого интервью, агитплаката и т. п. («Правда», 1969, «Ветер с Востока», 1969, «Владимир и Роза», 1970, «Письмо Джейн», 1972). Лишь в начале 1980-х гг. режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат. Художническим триумфом Годара этого времени становятся фильм о съемках фильма – «Страсть» (1982) и осовремененная версия новеллы П. Мериме «Имя: Кармен» (1983, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции). Возвращаясь к значимым темам и проблемам собственного кинематографа 1960-х гг. («Детектив», 1984, «Тренируй правую», 1987, «Новая волна», 1990), режиссер тонко высвечивает их историческую, временную преемственность, подчас прибегая к иронической интонации и добиваясь убедительных художественных результатов даже тогда, когда объект изображения – как в фильме о зачатии Христа «Приветствую тебя, Мария!» (1985) – по сути внекинематографичен. Преображающая магия кино (и других искусств) – постоянный предмет размышлений и поисков позднего Годара: от мозаичных киноантологий («Блеск и нищета малой киноиндустрии», 1986, «История(и) кино», 1989), до полифонической, замешанной на культурных реалиях разных эпох «Германия год 90 девять ноль» (1991) и «ЖЛГ: автопортрет в декабре» (1994). Значительное место занимает тема искусства и места художника в раздираемом социальными и политическими катаклизмами современном мире и в последней, на сегодняшний день, работе режиссера «Моцарт навсегда» (1996), по образному решению тяготеющий к фильмам 1960-х гг.
Досье личности
ГОДАР Жан-Люк
Имя латиницей: Godard Jean-Luc
Пол: мужской
Дата рождения: 03.12.1930 Возраст (93)
Место рождения: Париж, Франция
Знак зодиака: Стрелец
По восточному: Лошадь
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: артист, искусство, кино, критик, режиссер, сценарист.
Anno: 1954
Жан-Люк ГОДАР
Жан-Люк ГОДАР в фотографиях:
- БАЗЕН Андре (1918 - 1958)
- БАРДО Брижитт (1934 - )
- БЕЛЬМОНДО Жан-Поль (1933 - 2021)
- БЕРТО Жюльет (1947 - 1990)
- БРИАЛИ Жан-Клод (1933 - 2007)
- ДЕ ЛАУРЕНТИС Дино (1919 - 2010)
- ДЕВИЛЬ Мишель (1931 - )
- ДЕЛОН Ален (1935 - ) (ДЕЛОН Ален снимался у ГОДАРА Жан-Люка)
- ДЕНЕВ Катрин (1943 - )
- ДИТВОРСТ Адриан (1940 - 1987)
- ДЮАМЕЛЬ Антуан (1925 - 2014)
- ДЮПРЕ Анни (1947 - )
- КАРИНА Анна (1940 - )
- КУТАР Рауль (1924 - 2016)
- ЛАНГ Фриц (1890 - 1976)
- ЛЕГРАН Мишель (1932 - 2019)
- МАРИНА ВЛАДИ (1938 - )
- МЕЙЛЕР Норман (1923 - 2007)
- МЕРИМЕ Проспер (1803 - 1870)
- МОНТАН Ив (1921 - 1991)
- РИВЕТТ Жак (1928 - 2016)
- РОМЕР Эрик (1920 - 2010)
- ТЕРЗИЕФФ Лоран (1935 - 2010)
- ТРЮФФО Франсуа (1932 - 1984)
- ШАБРОЛЬ Клод (1930 - 2010)
- ЮППЕР Изабель (1953 - )
- ЯНН Жан (1933 - 2003)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://en.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- esquire.ru
- ТАКАМИ Дзюн
- ВАРГАС ЛЬОСА Марио
- ТЕЛИГА Елена Ивановна
- ТРУАЙЯ Анри
- БАЖЕНОВ Александр Николаевич
- БЫКОВ Дмитрий Львович
- ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич
- АДРИАНОВ Сергей Александрович
- БЕНУА Александр Николаевич
- ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
- ТОМАШЕВСКИЙ Борис Викторович
- БАРТ Ролан
- БЕРНЕ Людвиг
- СУВОРИН Алексей Сергеевич
- РОНСАР Пьер де
- ЭСКОФЬЕ Огюст
- БУЛГАРИН Фаддей Бенедиктович
- ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович
- ГОТЬЕ Теофиль
- ЛУРЬЕ Яков Соломонович
- СТРАХОВ Николай Николаевич
- ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич
- АФИНЕЙ
- АННЕНКОВ Павел Васильевич
- ВОЛКОВ Николай Дмитриевич
- ГАРНЕТТ Эдвард
- ЗОИЛ
- МЕРИНГ Франц
- АДЖЕМОВ Константин Христофорович
- АХМЕТ РАСИМ
- БОТКИН Василий Петрович
- ГАРШИН Всеволод Михайлович
- ДРАЧ Иван Федорович
- ЛЕПКИЙ Богдан Сильвестрович
- ТЕЙГЕ Карель
- ЛЕ ГУИН Урсула
- ДЖОНСОН Сэмюэл
- ШАХ-АЗИЗОВА Татьяна Константиновна
- ЛУРЬЕ Артур Винцент
- КОТЛЯРЕВСКИЙ Нестор Александрович
- ГРИНЧЕНКО Борис Дмитриевич
- СКАЛИГЕР Юлий Цезарь
- ДЕ САНТИС Джузеппе
- ЗАЙЦЕВ Варфоломей Александрович
- КЕЙЛ Полин
- ЧОБАНЯН Аршак
- ХОУП Алек Деруэнт
- ЛОЗИНА-ЛОЗИНСКИЙ Алексей Константинович
- АСАРС Янис
- АРЬЕВ Андрей Юрьевич
- ПОГРЕБНОЙ Анатолий Григорьевич
- ГАНН Том
- ГНЕДИЧ Петр Петрович
- КЮИ Цезарь Антонович
- РАБИНЯНЦ Нина Александровна
- АЙНИ
- БОДРИЙАР Жан
- КОНКВЕСТ Роберт
- БЭЛЗА Святослав Игоревич
- ПАВЛЫЧКО Соломия Дмитриевна
- СЕРОВ Александр Николаевич
- ЖИРМУНСКИЙ Виктор Максимович
- КОГАН Петр Семенович
- ЭЛИОТ Томас Стернс