Досье личности

Ценность: 1,667 (12)

Симпатия: 1,667 (12)

дата обновления - 2008-03-03

просмотров - 5

ГИРЛАНДАЙО Доменико

Другое имя: Доменико ди Томмазо Бигорди – наст. имя и фам.

Имя латиницей: Ghirlandaio; di Tommaso Bigordi

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1449

Место рождения: Флоренция, Италия

Дата смерти: 11.01.1494 Возраст (45)

Место смерти: Флоренция

По восточному: Змея

География: ЕВРОПА, ИТАЛИЯ.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Anno: 1480

Доменико ГИРЛАНДАЙО

итальянский живописец Раннего Возрождения. Мастер монументальной фресковой живописи. Был сыном ювелира, искусно делавшего гирлянды, – отсюда прозвище «Гирландайо». Первоначальное обучение, предположительно, получил в мастерской отца. Биограф мастеров итальянского Возрождения, Джорджо Вазари, в своих «Жизнеописаниях» называет Гирландайо учеником Алессо Бальдовинетти; самые ранние из приписываемых художнику работ (начало 1470-х) свидетельствуют о сильном влиянии живописи Андреа дель Кастаньо. На протяжении всей своей творческой жизни Гирландайо был, главным образом, мастером монументальной фресковой живописи, тогда как большинство флорентийских художников уже в последней четверти XV в. писали почти исключительно маслом. В одной из своих ранних работ, фресках церкви Оньисанти во Флоренции (ок. 1472-1473), в сцене «Оплакивания» он изобразил среди плакальщиков представителей семейства Веспуччи (впоследствии подобное введение портретных изображений и современных костюмов в сцены религиозного содержания стало типичным). Благодаря этому, а также умению работать быстро и удовлетворять вкусы заказчиков Гирландайо стал одним из самых популярных мастеров Флоренции. Стиль Гирландайо этого времени обнаруживает черты, в чем-то напоминающие ранненидерландскую живопись со свойственным ей интересом к изображению мельчайших подробностей: «Св. Иероним в келье» (1480, церковь Оньисанти) вполне может быть увеличенной до размеров фрески версией какой-нибудь написанной маслом картины нидерландца Яна ван Эйка, попавшей во Флоренцию. Фреска является парной к «Св. Августину» Сандро Боттичелли, флорентийца и современника Гирландайо. Однако по сравнению с фреской Боттичелли фреска Гирландайо обнаруживает некоторую прозаичность стиля и излишнюю склонность к подробностям. Вероятно, уже над своим первым большим заказом – фреской в капелле св. Фины в церкви Колледжата ин Сан Джиминьяно около Флоренции (восходит к циклу Филиппо Липпи в соборе Прато) – Гирландайо работал вместе с хорошо обученными художниками своей мастерской, в которой выполнялись отдельные части фрески по рисункам и под руководством мастера. В 1481-1482 гг. Гирландайо получил важный заказ написать фреску в Сикстинской капелле в Ватикане с изображением призвания апостолов Петра и Андрея. Во фреске художник изобразил групповой портрет обитателей флорентийской колонии в Риме, представив их свидетелями евангельских событий. Предполагалось, что включение флорентийцев во фреску, написанную для Ватикана, имело политическое значение, так как правительство Флоренции незадолго до того обвинило папу Сикста IV в соучастии в заговоре Пацци, могущественного тосканского рода, с целью убийства главных представителей флорентийского семейства Медичи. В Риме Гирландайо, вероятно, изучал также памятники античности – многочисленные детали триумфальных арок, античных саркофагов и других мотивов, восходящие к античным источникам, встречаются в произведениях Гирландайо на протяжении всего его творчества. Книга эскизов с зарисовками антиков (Эскориал, Мадрид), очевидно, принадлежит кому-нибудь из его мастерской. В конце своей недолгой жизни Гирландайо с художниками его мастерской (где работали его братья Давиде и Бенедетто, а также зять Бастиано Майнарди) выполнил два обширных фресковых цикла. Фрески и алтарный образ в капелле Сассети в церкви Санта Тринита во Флоренции (1482-1485) со сценами из жизни св. Франциска Ассизского изобилуют архитектурными деталями, приметами быта того времени и многочисленными портретами членов семьи Сассети и Медичи. Алтарный образ «Поклонение пастухов» (1485) свидетельствует как об интересе к классической античности (сцена поклонения представлена на фоне римской триумфальной арки, а на месте яслей изображен античный саркофаг), так и о знакомстве с современной нидерландской живописью, в частности, с алтарем Хуго ван дер Гуса (заказан в Нидерландах Томмазо Портинари, банкиром Медичи, и доставлен во Флоренцию в конце 1470-х). Небольшие станковые картины Гирландайо, например, портрет Джованны Торнабуони (1488) и портрет старика с родимым пятном на носу и его внука (ок. 1480-1490, Лувр), вероятно, – лучшее из созданного художником. Портреты отличаются не только простотой и ясностью исполнения, но и мягкостью и человечностью. Последний и самый значительный фресковый цикл (со сценами из жизни Богоматери и св. Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции) исполнен художником для Джованни Торнабуони, также банкира Медичи. Алтарный образ Гирландайо не успел закончить, фрески были завершены ок. 1490 г. художниками его мастерской, среди которых, вероятно, был и молодой Микеланджело. Центральная часть алтаря (Старая Пинакотека, Мюнхен) была завершена помощниками Гирландайо по его эскизу вскоре после смерти художника в 1494 г. Цикл в еще большей степени включает многочисленные изображения деталей интерьеров и костюмов. Недаром за высокую степень правдоподобия, точности бытовых деталей, добротности живописи Гирландайо в XIX в. считался одним из ведущих живописцев Флоренции XV в. Художники типа Гирландайо не создавали шедевров – они шли по проторенным дорогам. Но их великая заслуга состоит в том, что они превращали открытия в норму, утверждали моду на определенный тип искусства и были тем фоном, на котором вырастали великие мастера ренессансного искусства: Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Красота и очарование их искусства, а также качественная работа этих мастеров впоследствии оказали большое влияние на формирование представления о мире кватроченто. Сын Гирландайо, Ридольфо, был также живописцем: одна из наиболее известных его работ – диптих со сценами из жизни св. Зиновия (1517, Галерея академии, Флоренция).

Медиа (4)

Доменико ГИРЛАНДАЙО в фотографиях:

Связи (10)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх