Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2012-04-01

просмотров - 5

ГЕРШФЕЛЬД Давид Григорьевич

Имя латиницей: Gershfel`d David Grigor`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 28.08.1911

Место рождения: Бобринец, Украина

Дата смерти: 00.00.2005 Возраст (93)

Место смерти: Брейдентон, штат Флорида, США

Знак зодиака: Дева

По восточному: Свинья

География: МОЛДАВИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, композитор, музыка, основатель, педагог, фольклор.

Anno: 1956

Давид Григорьевич ГЕРШФЕЛЬД

молдавский композитор, музыкальный педагог и организатор, фольклорист, основоположник молдавской национальной оперы и системы музыкального образования Молдавии. Первый заслуженный деятель искусств Молдавии (1942), народный артист Молдавской ССР (1961). Родился в семье скрипача и композитора Г. И. Гершфельда. В детстве жил в различных местечках Украины, где выступал оркестр его отца. В это время он начал брать профессиональные уроки игры на фортепиано и теории музыки в музыкальном училище в близлежащей Виннице и играл на корнете, малом кларнете, баритоне и флейте-пикколо в руководимом его отцом оркестре местного сахарного завода. После окончания школы-семилетки работал слесарем, играл на различных духовых инструментах в оркестре расквартированной в Бердичеве кавалерийской дивизии им. Г. И. Котовского, других военных оркестрах, затем учился на рабфаке Бердичевского филиала Киевского химико-технологического института. В 1930 г. поступил в Одесский музыкально-театральный институт им. Людвига ван Бетховена по классу фагота и валторны, освоил также фортепиано; композицию и теорию музыки изучал в классе профессора Н. Н. Вилинского (1888-1956). По окончании консерватории в 1934 г. был направлен на театральную работу в Молдавскую АССР – сначала в Балту, затем в Тирасполь (тогда столицу Молдавской АССР), где стал заведующим музыкально-постановочной частью Тираспольского Украинского театра. Быстро проявил недюжинные организаторские способности и в течение нескольких лет создал в Тирасполе Молдавский национальный музыкально-драматический театр, Дом художественного воспитания детей (впоследствии Дворец пионеров и школьников), детский симфонический оркестр, а в 1937 г. – первую в республике детскую музыкальную школу, которую возглавлял до 1940 г. В 1937 г. возглавил новообразованное при его участии Молдавское отделение Союза композиторов Украины, которое в 1940 г. преобразовал в Союз композиторов Молдавии, базирующийся теперь в Кишиневе. Все эти годы вместе с писателем Леонидом Корняну занимался сбором молдавского музыкального фольклора в левобережье Днестра, что увенчалось изданием в 1939 г. аннотированной антологии молдавских народных песен с нотами (совместно с Л. Корняну). Опубликовал также собранные им образцы непесенного музыкального фольклора, главным образом традиционных молдавских танцевальных мелодий. В 1940 г. встал во главе организованного им Союза композиторов Молдавии, основал и возглавил Молдавскую государственную консерваторию. Однако все образованные институции распались с началом Великой Отечественной войны и оккупации республики. В 1942 г. им был организован ансамбль песни и пляски «Дойна», состоявший из собственно оркестра под управлением Шико Аранова, солистов и танцевальной группы под общим художественным руководством Гершфельда. Оркестр концертировал на фронтах Великой Отечественной войны и в эвакогоспиталях, а за его организацию в 1942 г. он был первым в республике удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Молдавии. По возвращении в Кишинев в 1944 г. воссоздал и вновь возглавил Союз композиторов Молдавии и Кишиневскую консерваторию, а также стал художественным руководителем Молдавской государственной филармонии, председателем правления Молдавского музыкально-хорового общества и директором организованного им Кишиневского музыкального училища (впоследствии им. Штефана Няги, 1945) и созданной им на базе музучилища специализированной музыкальной школы-десятилетки им. Е. Коки. Основал также оперную студию при возглавляемой им консерватории. В 1947 г. подвергся разгромной критике в газете «Советская Молдавия» и в самом начале кампании по борьбе с безродными космополитами был уволен со всех занимаемых им должностей. В эти годы, однако, продолжил активно сочинять музыку. В 1956 г. восстановлен главой Союза композиторов Молдавии, директором Кишиневской консерватории и музыкального училища, стал художественным руководителем Молдавского радиовещания (до 1964). В 1955 г., используя свой опыт организации Молдавского музыкально-драматического театра в Тирасполе, впервые основал в Кишиневе Молдавский государственный театр оперы и балета, для которого написал первую молдавскую оперу «Грозован» (на либретто В. Руссу о гайдуке Григории Грозоване). Первый сезон театра открылся 9 июня 1956 г. премьерой оперы «Грозован» с будущей Народной артисткой республики В. Савицкой (сопрано) в роли Флорики. Второй премьерой театра стала другая опера композитора «Аурелия» (1959). Были поставлены классические оперы из мирового репертуара и специально созданные для театра балеты молдавских композиторов. Он был первым директором театра до 1964 г., когда в связи с нарастающей политикой т. н. национальных кадров вновь вынужден был оставить все посты и в 1966 г. поселился в Сочи, где до 1992 г. возглавлял Сочинскую филармонию. С 1992 г. – в США. Практически все его творчество связано с молдавским национальным фольклором. Он автор трех опер («Грозован», 1965, в трех редакциях на протяжении 1960-х; «Аурелия», 1959; «Сергей Лазо», 1980), балета «Радда» (1974) по рассказу Максима Горького «Макар Чудра» из раннего бессарабского цикла, оперетты «Поэт и робот», музыкальной комедии «В долине виноградной», трех кантат («Партия и Ленин» на стихи В. В. Маяковского, «Юбилейная кантата»), концерта для скрипки с оркестром, трех молдавских танцевальных сюит, множества песен и романсов на стихи молдавских поэтов (более 250 хоровых и сольных) и С. Есенина, обработок молдавских народных песен и танцев, музыки к драматическим спектаклям («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Штефан Быркэ» Л. М. Барского, «Аристократы» Н. Ф. Погодина, «Далекая» А. Н. Афиногенова). В числе прочего он написал известную песню о Сочи «Праздничный Сочи» и ораторию памяти А. Сахарова на слова кишиневского (ныне бостонского) литератора М. Хазина. Написал музыку к первой кинокомедии киностудии Молдова-филм «Не на своем месте» (1958) по сценарию Иона Друцэ. Даже после переезда в Сочи и впоследствии в США он продолжил сочинять композиции на слова молдавских (румынских) поэтов. Так уже в США им был написан цикл романсов на слова Михая Эминеску, а первый сезон Молдавского государственного театра оперы и балета в новом помещении открылся в октябре 1980 г. премьерой специально написанной им оперы «Сергей Лазо» с Марией Биешу (сопрано) в роли Ольги. В роли директора консерватории, ее оперной студии, музучилища и музыкальных школ воспитал ряд известных в будущем деятелей искусства республики, в т. ч. таких артистов оперы как Б. Раисов, Мария Биешу, В. Савицкая, Тамара Чебан и др.

Медиа (0)
Связи (20)
Источники (5)
  • http://ru.wikipedia.org
  • В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • http://press.try.md
  • http://dorledor.info
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх