российская артистка балета, народная артистка России (1925). Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894 г., окончив Московскую балетную школу, была принята в труппу Большого театра. В 1896-1898 гг. артистка Мариинского театра (Петербург). Большое влияние на творчество танцовщицы оказал балетмейстер М. И. Петипа, в постановках которого она выступала в ведущих партиях. В 1898-1835 гг. работала в Большом театре, была основной исполнительницей в балетах А. А. Горского. Выдающаяся представительница русской школы классического танца. В ее исполнении соединялись безукоризненная техника, музыкальность, танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутреннюю жизнь сценического образа. Лучшая партия, созданная ею в дореволюционное время – Саламбо («Саламбо» Арендса, 1910), утверждавшая в балете реалистическое искусство. С 1910 г. гастролировала за рубежом (выступала в антрепризе С. П. Дягилева). В 1927 г., в балете Красный мак Глиэра – первом советском балете, посвященном современной тематике – артистка создала образ китайской танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классического балета нашли свое выражение в образе нового социального героя. В 1942-1944 гг. состоялись ее последние выступления. Среди партий: Лиза («Тщетная предосторожность» Гертеля), Медора («Корсар» Пуни и Адана), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского). Вела консультативно-педагогическую работу. Государственная премия СССР (1943).
Досье личности
ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна
Имя латиницей: Gel`tser Ekaterina Vasil`evna
Пол: женский
Дата рождения: 14.11.1876
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 12.12.1962 Возраст (86)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Крыса
Ключевые слова: артист, балет, искусство, театр.
Anno: 1898
Екатерина Васильевна ГЕЛЬЦЕР
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание