Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2013-08-21

просмотров - 5

ГЕЛАСИЙ I

Другое имя: Целазий; Гелазий

Имя латиницей: Gelasius I

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.440

Место рождения: Кабилия, Африка

Дата смерти: 21.11.496 Возраст (56)

Место смерти: Рим, Италия

По восточному: Дракон

География: ВАТИКАН, ИТАЛИЯ.

Ключевые слова: власть, папа римский, политика, правитель, проповедник, религия, святой.

Anno: 492

I ГЕЛАСИЙ

папа Римский (понтификат 1.03.492 – 19.11.496). Католический святой. Африканец. До избрания папой Римским был архидиаконом и вел переписку своего предшественника, святого папы Феликса III. Во время понтификата Геласия Италия была завоевана остготами под предводительством короля Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Он активно заботился о пострадавшем от войны населении. Предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой, продемонстрировав, однако, твердую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов Вселенского IV Собора (Халкидон, 451), выступал против монофизитства, тогда как византийский император Анастасий I продолжал придерживаться «Энотикона», эдикта императора Зенона (482), призванного примирить сторонников ортодоксии и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры. Опытный политик и организатор, папа отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед Константинопольской. В его сочинениях и письмах представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 г. на Соборе 70 епископов в Риме он первым среди Римских пап был назван «наместником Христа» (vicarius Christi). Сохранилась лишь небольшая часть его сочинений, хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых 5 веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры. Выступил против празднования луперкалий, одного из римских языческих праздников, введя празднование Сретения Господня. В послании императору Анастасию I (491) сформулировал учение «о двух властях» – священной власти духовенства и мирской власти государей, из которых первая представлялась ему более тяжким бременем, т. к. священники на Суде Господнем будут давать отчет и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Геласия, были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ – государю в делах мирских. Учение папы и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впоследствии были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру. В полемике против монофизитов он для объяснения соотношения Божественной и человеческой природы Спасителя в качестве сравнения использовал Евхаристию. Издав декрет, обязывавший принятие Причастия и духовенством, и мирянами под обоими видами, способствовал выявлению многочисленных в то время манихеев. Поскольку, согласно учению манихейства, употребление вина считалось грехом, то при отказе принять Причастие можно было узнать сторонников ереси. Ему приписывается составление «Декрета о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах». Окончательная редакция этого каталога, получившего имя Геласия, относится к началу VI в. Также ему ошибочно приписывается авторство «Sacramentarium Gelasianum». За свой короткий понтификат он много сделал для активизации церковной политики, упорядочения богослужебной практики и укрепления дисциплины среди духовенства. Большое количество его декретов было включено в каноническое право католической Церкви. При нем также были установлены особые дни поста в начале каждого из времен года и деление всех церковных доходов, получаемых с состояний или от добровольных пожертвований, на 4 части (для бедных, на содержание храмов и проведение богослужений, на содержание епископа и духовенства). Полностью сохранились 42 письма и фрагменты 49 других писем, 6 трактатов, из которых 3 посвящены акакианской схизме («Gesta de nomine Acacii vel Breviculus historiae Eutychianistarum», «De damnatione nominum Petri et Acacii», «De anathematis vinculo»), один – ереси пелагианства («Dicta adversus Pelagianam haeresim»), еще один – ересям несторианства и евтихианства («De duabus naturis in Christo adversus Eutychem et Nestorium»), а 6-й направлен против луперкалий («Adversus Andromachum senatorem ceterosque Romanos, qui Lupercalia secundum morem pristinum colenda constituebant»). Похоронен в римском соборе св. Петра. После него папой был избран Анастасий II.

Медиа (1)

I ГЕЛАСИЙ в фотографиях:

Связи (5)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх