американский кинорежиссер, сценарист и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырех «Оскаров» за лучшую режиссуру. По происхождению ирландец. С 1913 г. работал в Голливуде под руководством своего старшего брата Фрэнсиса сначала ассистентом режиссера, с 1917 г. – режиссером. Его первым крупным успехом стал вестерн «Железный конь» (1924), рассказавший о прокладке трансконтинентальной железной дороги через просторы Дикого Запада Америки. Наряду с наличием традиционных приемов жанра (драматизм сюжета, внешняя динамика действия, натурные съемки и т. д.) фильм отличался нехарактерной для приключенческих лент психологизацией характеров действующих лиц. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи получились выразительными и запоминающимися. Уже здесь проявилась сильная черта всего творчества Форда – его умение работать с актерами. Недостатком же почти всех ранних фильмов режиссера было отсутствие добротной драматургической основы. Возникшее в начале 1930-х гг. творческое содружество с талантливым сценаристом Д. Николсом открыло в этом смысле весьма плодотворные перспективы, что особенно отчетливо проявилось в фильме «Осведомитель» (1935, премия «Оскар»). Режиссер, экранизируя известный роман Л. О`Флаэрти, сконцентрировал все внимание на показе психологии предателя, продавшего за деньги своего товарища и постепенно начавшего осознавать значение совершенного проступка. Умелое создание атмосферы надвигающейся трагедии, точное использование шумов и музыки, выразительное использование деталей принесли фильму заслуженную славу. Наивысшими же достижениями Форда стали фильмы «Дилижанс» (1939, другое прокатное название – «Путешествие будет опасным») и «Гроздья гнева» (1940). Первый поставлен режиссером в привычном для него жанре вестерна, в котором постановщик сумел отойти от привычного деления героев на «добродетельных» и «злодеев». В картине причудливо сочетаются тонкая ирония над представителями различных социальных слоев американского Дикого Запада и явная романтизация американской истории. В фильме «Гроздья гнева» (премия «Оскар», 1940), созданном по одноименному роману Дж. Стейнбека, Форд обращается к одной из самых жгучих проблем современной ему действительности – трагическому положению лишенного земли американского фермера. В отличие от ряда других произведений, в т. ч. и своей собственной «Табачной дороги» (1941), режиссеру здесь удалось убедительно вскрыть социальные корни драматических конфликтов. В годы войны Форд, несмотря на плохое зрение (он всю жизнь ходил в очень темных очках или с черной повязкой на одном глазу) находился на тихоокеанском театре военных действий, где снял несколько документальных фильмов, два из которых («Битва за Мидуэй» и «7 декабря») были отмечены премиями «Оскар». В послевоенный период, режиссер снова возвращается к постановке вестернов («Моя дорогая Клементина» – 1946, «Форт Апач» – 1948), на военную тему («Когда Вилли придет, маршируя домой», 1950, «Это – Корея», 1951) и сентиментальных мелодрам («Солнце светит ярко», 1953, «Могамбо», 1953), не ставшими событием в творчестве мастера. Новый взлет творчества Форда падает на первую половину 1960-х гг. В фильме «Осень чейенов» (1964) режиссер сумел по-новому взглянуть на взаимоотношения белых переселенцев и индейцев, показав последних не агрессивными варварами, как прежде, но пострадавшей стороной. Фильм «Человек, который убил Либерти Вэланса» (1962) стал реквиемом его постоянному, только уже постаревшему и помудревшему романтическому герою. Таким был и сам постановщик, продолжавший упорно работать, несмотря на почти полную слепоту и прогрессирующий рак, от которого он и умер в маленьком калифорнийском городке. За свои почти 50 лет режиссёрской деятельности Форд снял приблизительно 130 кинофильмов. Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии. Своих героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие. Форда мало интересовали женские персонажи; в некоторых его фильмах они почти отсутствуют, за что его обвиняли в женоненавистничестве. В ряде его фильмов фигурирует мистика игральных карт. В одной из своих последних работ, «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962), Форд признает, что пресловутый героизм едва ли существует, однако потребность общества в героях неискоренима. О влиянии Форда на свое творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе.
Досье личности
ФОРД Джон (кинорежиссер)
Другое имя: О`Фини Шон Алоис – наст. имя и фам.
Имя латиницей: Ford John; O`Feeney Sean Aloysius
Пол: мужской
Дата рождения: 01.02.1894
Место рождения: Кейп-Элизабет, штат Мэн, США
Дата смерти: 31.08.1973 Возраст (79)
Место смерти: Палм-Дизарт, штат Калифорния, США
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Лошадь
География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.
Ключевые слова: дело, искусство, кино, оскар, режиссер, сценарист.
Anno: 1920
Джон ФОРД (кинорежиссер)
- АЛЬВАРЕС БРАВО Мануэль (1902 - 2002)
- БЕРГМАН Эрнст Ингмар (1918 - 2007)
- БОГДАНОВИЧ Питер (1939 - )
- ВУД Натали (1938 - 1981) (Натали ВУД снималась в фильмах Джона ФОРДА)
- КРИСП Доналд (1882 - 1974)
- КУРОСАВА Акира (1910 - 1998)
- КЭРРЕДИН Джон (1906 - 1988)
- МАЙЛЗ Вера (1929 - )
- НИКОЛС Дадли (1895 - 1960)
- О`НИЛ Юджин Гладстон (1888 - 1953)
- О`ФЛАЭРТИ Лайам (1896 - 1984)
- РЕМПЛИНГ Шарлотта (1945 - )
- СКОРСЕЗЕ Мартин (1942 - )
- СТЕЙНБЕК Джон Эрнст (1902 - 1968)
- УОЛЛАК Илай Хершел (1915 - 2014)
- УЭЙН Джон (киноактер) (1907 - 1979)
- УЭЛЛС Орсон (1915 - 1985)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ЛИАНОЗОВ Степан Георгиевич
- ШАНЕЛЬ Коко
- ДЕФО Даниель
- АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВ Семен Семенович
- ТЕСЛА Никола
- ГУКАСОВ Абрам Осипович
- ГУКАСОВ Павел Осипович
- ЛАЗАРЕВ Иоаким Лазаревич
- ВЕРСАЧЕ Джанни
- ОНАССИС Аристотель Сократ
- БОДЛЕР Шарль
- ФУЛТОН Роберт
- ЛЮМЬЕР Огюст
- ДИСНЕЙ Уолт
- ДЖОБС Стив
- НАМИН Стас
- РОКФЕЛЛЕР Джон Дэвидсон
- ЭДИСОН Томас Алва
- ФОРД Генри
- КРЖИЖАНОВСКИЙ Глеб Максимилианович
- ГЕЙТС Билл
- НОЙС Роберт
- МАНТАШЕВ Александр Иванович
- КРУПП Альфред
- ЛЮМЬЕР Луи Жан
- ГУТЕНБЕРГ Иоганн
- КАПУР Радж
- РОТШИЛЬД Амшель
- ФАБЕРЖЕ Карл Густавович
- ЛЕЛЮШ Клод
- ГРОУВ Эндрю
- БОИНГ Уильям Эдуард
- САЛМАНОВ Фарман Курбан оглы
- КОСТЮШКО Тадеуш
- СЕН-ЛОРАН Ив
- ХЕРСТ Уильям Рэндольф
- ГЕЗЕЛЛЬ Сильвио
- ПЕЛЕ
- ПИКФОРД Мери
- БРОКГАУЗ Фридрих Арнольд
- БАЛАБАНОВ Алексей Октябринович
- ШИНДЛЕР Оскар
- НОБЕЛЬ Эммануэль
- ЦУКЕРБЕРГ Марк
- АЮКАВА Йошизуке
- ТЕРЕЩЕНКО Артемий Яковлевич
- БРИН Сергей Михайлович
- ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич
- ТЮССО Мария
- ДЖЕКИ ЧАН
- ПИНКЕРТОН Алан
- ТЕРЕЩЕНКО Николай Артемьевич
- СТРАУСС Ливай
- НИКОЛСОН Джек
- АЛЬ КАПОНЕ
- СМИТ Эдриан (архитектор)
- СКОРИНА Франциск
- ЛИСТ Фридрих
- КЕРТИС Сайрус
- ПИРРИ Уильям Джеймс
- АНЬЕЛЛИ Джованни
- АРМАНИ Джорджио
- ГОЛЛАНД Джон Филипп
- УИЛСОН Сэмюэл