итальянский драматург, комедиограф, актер и режиссер, легенда итальянского театра. Удостоен многочисленных наград в Италии и за рубежом. В 1981 г. пожизненно назначен сенатором и в том же году организовал «Школу драматургии» в Риме. Свою театральную карьеру начинал в Неаполе, где был актером в труппе своего отца Эдуардо Скарпетты, а затем вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной (родственный союз впоследствии распался) создал собственную труппу, которая ставила его комедии – «Рождество в доме Купьелло» (1931), «Неаполь-миллионер» (1945), «Филумена Мартурано» (1946), «Моя семья» (1955), «Мэр района Санита» (1960), «Монумент» (1970), «Экзамены никогда не кончаются» (1973).
Досье личности
ФИЛИППО Эдуардо Де
Другое имя: Пассарелли Эдуардо – наст. фам.
Имя латиницей: De Filippo Eduardo; Passarelli Eduardo
Пол: мужской
Дата рождения: 24.05.1900
Место рождения: Неаполь, Италия
Дата смерти: 31.10.1984 Возраст (84)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Крыса
География: БАЛКАНЫ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: артист, драматург, кино, литература, режиссер, театр, юмор.
Anno: 1945
Эдуардо Де ФИЛИППО
Эдуардо Де ФИЛИППО в фотографиях:
- АВЕРБАХ Александр Михайлович (1933 - )
- АЙВАЗЯН Багдасар Артемович (1928 - 1999)
- АЛЕНТОВА Вера Валентиновна (1942 - )
- АНТОНОВА Ольга Сергеевна (1937 - )
- БАРАТОВА Изабелла Григорьевна (1906 - 1966)
- БУРЭ-НЕБЕЛЬСЕН Юрий Валерьевич (1938 - )
- ВЕНГЕР Виталий Константинович (1928 - 2016)
- ВОЛКОВА Ольга Владимировна (1939 - )
- ВОЛЫНЦЕВ Юрий Витальевич (1932 - 1999)
- ГЕОРГИЕВСКИЙ Георгий Адольфович (1907 - 1979)
- ГЕРЧАКОВ Евгений Аркадьевич (1949 - )
- ГРАВЕ Александр Константинович (1920 - 2010)
- ДИОРДИЕВ Евгений Яковлевич (1912 - 1985)
- ЕРЕМИН Юрий Иванович (1944 - )
- ИВАНОВ Борис Владимирович (1920 - 2002)
- КАГАН Овсей Зиновьевич (1912 - 1979)
- КАЗАНСКАЯ Алла Александровна (1920 - 2008)
- КАМЕНЕВА Татьяна Геннадьевна (1956 - )
- КАПЕЛЮШ Эмиль Борисович (1954 - )
- КОНСТАНТИНОВА Нина Алексеевна (1923 - 2012)
- КОРНИЕНКО Нелли Ивановна (1938 - )
- КУЗНЕЦОВА Антонина Михайловна (1941 - )
- МАЗИНА Джульетта (1920 - 1994)
- МАНСУРОВА Цицелия Львовна (1897 - 1976)
- МЕРИМСОН Марина Давыдовна (1938 - )
- МИЛОСЕРДОВ Владимир Иванович (1926 - 2000)
- МИШУЛИН Спартак Васильевич (1926 - 2005)
- МОДУНЬО Доменико (1928 - 1994)
- МОЛОДЦОВА Майя Михайловна (1936 - 2014)
- ПЕТРОВ Борис Николаевич (актер) (1939 - )
- РАВИКОВИЧ Анатолий Юрьевич (1936 - 2012)
- РАДОМЫСЛЕНСКИЙ Евгений Вениаминович (1935 - )
- РАЛЛИ Джованна (1935 - )
- РОНИНСОН Готлиб Михайлович (1916 - 1991)
- САГАЛ Даниил Львович (1910 - 2002)
- СВОБОДИН Григорий Семенович (1802 - 1871)
- СЕЛЕЗНЕВА Наталия Игоревна (1945 - )
- СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 - 1994)
- СКАРПЕТТА Эдуардо (1853 - 1925)
- СОЛИН Лев Львович (1923 - 2008)
- СОШАЛЬСКИЙ Владимир Борисович (1929 - 2007)
- ТАБАЧНИКОВ Ефим Давыдович (1922 - 1994)
- ТЕПЛОВ Алексей Федорович (1911 - 1978)
- ТОТО (1898 - 1967)
- УРАЛОВА Евгения Владимировна (1940 - 2020)
- УРГАНТ Нина Николаевна (1929 - )
- ФОМЕНКО Петр Наумович (1932 - 2012)
- ФРИДЖЕРИО Эцио (1930 - )
- ШАТРИН Александр Борисович (1919 - 1978)
- ЭТУШ Владимир Абрамович (1922 - )
- ЯУНУШАН Альфред Игнатович (1919 - 2008)
- http://www.krugosvet.ru
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
19.02.2011 Мартыненко Ольга
Биография: ДЕ ФИЛИППО, ЭДУАРДО (De Filippo, Eduardo) (1900–1984), итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. В Италии его зовут просто ЭДУАРДО. Мир открыл его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь его в искусстве начался очень рано. Родился 24 мая 1900 в Неаполе. Он, его сестра Титина и его брат Пеппино были внебрачными детьми великого неаполитанского актера Эдуардо Скарпетты. На сцену впервые вышел в четыре года. Его детство, отрочество и юность прошли в театре его отца, где он учился будущей профессии, мастерству актерской игры, умению сочинять сценарии и пьесы, а также навыкам руководства труппой. Театр стал его жизнью и, по существу, единственной школой. Регулярного законченного образования он не получил: учился только в школе и недолго в колледже. В четырнадцать лет заключил свой первый контракт и был зачислен актером в театр сводного брата Винченцо Скарпетты, ведущую в то время неаполитанскую труппу. Эта труппа оставалась для него главной и в дальнейшем, хотя время от времени он работал и в других театрах. В театре В.Скарпетты были исполнены и его первые комедии, лучшие из которых – Говорите ему всегда «да» (1927) и Человек и джентльмен (1922) – до сих пор остаются в репертуаре театров разных стран. Вместе с братом и сестрой много работал в кинотеатрах перед началом сеансов, а также в варьете, которое в те годы было очень популярно. Много сочинял для варьете, в основном одноактные пьесы. Огромный успех имел его фарс Сик-Сик – мастер чудес (1930) о бедном странствующем фокуснике – пьеса грустная и очень смешная. Его братья и сестра мечтали о создании своего театра, который они смогли открыть лишь в конце 1931. Они назвали его «Юмористический театр Де Филиппо»; художественным руководителем стал Эдуардо, Пеппино – администратором, Титина – первой актрисой. Они дебютировали двухактной пьесой Эдуардо Кто счастливее меня (1929) и одноактной комедией Пеппино Любовь и арбалеты. Основу репертуара театра составляли пьесы Эдуардо, исполняли они также комедии Пеппино, Титины де Филиппо и других неаполитанских авторов. Театр просуществовал 13 лет. В конце 1944 пути братьев разошлись, каждый из них возглавил свой театр. Сестра Титина осталась с Эдуардо. Для нее он написал много женских ролей в своих пьесах, в частности роль Филумены Мартурано. В марте 1945 в Неаполе открылся «Театр Эдуардо» – на оперной сцене театра Сан Карло была дана премьера его пьесы Неаполь-миллионер, в которой главные роли исполнили автор и его сестра. Спектакль имел огромный успех. С этой пьесы началась большая драматургия Филиппо и его театр. В 1954 купил в Неаполе театр Сан Фердинандо, разрушенный во время войны, и на собственные средства восстановил его. Здесь стала работать его вторая труппа «Скарпеттиана», где исполнялись комедии Э.Скарпетты и других неаполитанских драматургов. Его театр складывался под воздействием искусства психологической правды, с одной стороны, и традиции неаполитанского диалектального театра, с другой. Не избежал он и влияния Луиджи Пиранделло. Не будучи сам неореалистом, Эдуардо Де Филиппо был очень близок кругу идей этого направления. «Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни», – так определял он главную особенность своего искусства, суть которого в тесной связи с жизнью народа, с повседневным бытом неполитанцев. Вместе с тем (и именно этим он отличался от художников-неореалистов) его театр развивался в русле традиции неаполитанской сцены, уходящей корнями в комедию масок. Как художник он уникален тем, что является непосредственным продолжателем сценической культуры итальянской народной комедии, жизнь которой на юге страны, в Неаполе, не прерывалась никогда. Все его драматические сочинения посвящены родному Неаполю, все его герои – обыкновенные неаполитанцы: простые горожане, скромые служащие, мелкие буржуа, безработные или актеры, кочующие со своей труппой... Его пьесы показывают течение будничной жизни, воссозданнй с такой достоверностью, словно это сама жизнь. Вместе с тем его пьесы сценичны, их отличает острота сюжетных построений, в них живет народный дух площадного театра с актерскими импровизациями, буффонадой, лацци. В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии, фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание. Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его театра является главный герой. Эту роль он писал для себя и частично с себя и сам ее исполнял, поэтому персонаж обычно близок автору и внешне и внутренне. Этот персонаж имеет одну редкую особенность: он может восприниматься и как живое человеческое лицо, и как условый комический персонаж, поскольку имеет все свойства человека и наделен чертами театральной маски. И это не удивительно, так как свою родословную персонаж ведет от одной из самых популярных масок комедии дель арте – Пульчинеллы. Эдуардо Де Филиппо, по его словам, – автор 55 пьес для театра. Среди лучших его творений: Рождество в доме Купьелло (1931), Неаполь-миллионер (1945), Призраки (1946), Филумена Мартурано (1946), Моя семья (1956), Де Преторе Винченцо (1957; в России она шла под названием Никто или Вор в раю), Суббота, воскресенье, понедельник (1959), Искусство комедии (1965), Цилиндр (1966). Художник «необычайной чистоты и мудрости, пробуждающий волю к жизни и любовь к человечеству» (П.Марков), он всегда был очень любим в нашей стране. В послевоенные десятилетия был самым репертуарным зарубежным драматургом. Пьесы его не сходят со сцен русских театров и по настоящее время. В 1973 написал свою последнюю комедию Экзамены никогда не кончаются. Он много работал в кино, снимался у разных режиссеров, в частности у В.де Сика в фильме Золото Неаполя, снимал фильмы сам (одна из его лучших режиссерских работ в кино – Неаполь-миллионер, где он сыграл главную роль). Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере – Нос Шостаковича (1964). Последние годы жизни много работал на телевидении, снимал свои комедии, а также комедии своих предшественников в неаполитанском театре. В Римском университете вел курс по драматургии. В 1981 президентом Италии был назначен пожизненным сенатором. Был трижды женат. Во втором браке у него родилось двое детей – сын Лука и дочь Луизелла. Девочка внезапно умерла в возрасте 10 лет от кровоизлияния в мозг, эту трагедию он переживал очень тяжело. Сын Лука де Филиппо стал актером. Ему Эдуардо Де Филиппо передал свой театр. Умер 31 октября 1984 в Риме. http://www.krugosvet.ru/articles/106/1010692/1010692a1.htm- АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович
- АЛЕМАН-И-ДЕ-ЭНЕРО Матео
- АЛЛЕН Тим
- АЛЛЕРС Кристиан Вильгельм
- АРБАКЛ Роско
- АРКАНОВ Аркадий Михайлович
- АРТЮШКОВ Алексей Владимирович
- БАЛАКИРЕВ Иван Александрович
- БАХНОВ Владлен Ефимович
- БЕЛЬМОНДО Жан-Поль
- БЕРНС Джордж
- БИЛЛИНГС Джош
- БЛИТ Энн
- БЛОХ Артур
- БЛЮМЕНТАЛЬ Оскар
- БОМАРШЕ Пьер Огюстен де
- БРАНСТНЕР Герхард
- БРЮАН Аристид
- БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
- БЭНКХЕД Таллула
- ВАН Цзюньюй
- ВИЛЬРЕ Жак
- ГАЛЛИНА Джачинто
- ГАШЕК Ярослав
- ГЛОВАЦКИЙ Януш
- ГОРИН Григорий Израилевич
- ГРАЧЕВСКИЙ Борис Юрьевич
- ГРЭЙСОН Кэтрин
- ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич
- ДЖЕЙКОБС Уильям Уаймарк
- ДЖЕРОМ Клапка Джером
- ДОЙЛ Ричард
- ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович
- ДУМБАДЗЕ Нодар Владимирович
- ДЭВИС Мэрион
- ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич
- ЖАН ПОЛЬ
- ЖВАНЕЦКИЙ Михаил Михайлович
- ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович
- ИЛЬФ Илья
- ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
- КАЛИШ Давид
- КАРАНДАШ
- КАРЦЕВ Роман Андреевич
- КЕМИНЕ
- КИМ Ю Чжон
- КОВАЛЁВ Игорь Адольфович
- КОВИНЬКА Александр Иванович
- КОНИ Евгений ФЕдорович
- КОСТЮКОВСКИЙ Яков Аронович
- КРАУС Карл
- КРОТКИЙ Эмиль
- КРЫЛОВ Иван Андреевич
- КУДЗУС Ханс
- КУНИ Рэй
- КУРАВЛЕВ Леонид Вячеславович
- ЛАУБ Габриэль
- ЛАШОССЕ Пьер Клод Невиль де
- ЛЕВЕНБУК Александр Семенович
- ЛЕКОК Шарль
- ЛЕОНОВ Евгений Павлович
- ЛИ До Ён
- ЛИ Шанъинь
- ЛИНДЕР Макс