Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2015-01-20

просмотров - 2

ФАНОН Франц

Имя латиницей: Fanon Frantz

Пол: мужской

Дата рождения: 20.07.1925

Место рождения: Фор-де-Франс, остров Мартиника, Карибское море

Дата смерти: 06.12.1961 Возраст (36)

Место смерти: Бетесда, штат Мэриленд, США

Знак зодиака: Рак

По восточному: Бык

География: АЛЖИР, КАРИБСКИЙ БАССЕЙН, ОКЕАН АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНАЯ АФРИКА, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: дипломат, знание, литература, медицина, наука, писатель, политика, психиатр, публицист, революционер, редактор, философ.

Anno: 1952

Франц ФАНОН

мартиниканский прозаик, публицист, революционер, социальный философ и психоаналитик. Один из теоретиков и идейных вдохновителей движения новых левых и революционной борьбы за деколонизацию в странах Третьего мира на протяжении уже более чем четырех десятилетий. Принадлежал к семье смешанного происхождения: его отец был потомком африканских рабов, а мать по одной из линий происходила из Страсбурга в Эльзасе. На Мартинике посещал самое престижное учебное заведение на острове, Lycee Schoelcher, где учился у знаменитого поэта и основателя концепции негритюда Эме Сезера. Его антиколониальные убеждения окончательно оформились в годы Второй мировой войны. После оккупации Франции немцами в 1940 г. на Мартинике расквартированные здесь вишистские войска подпали под морскую блокаду; в этих условиях значительно участились случаи насилия и домогательств по расистскому принципу со стороны французских солдат. В возрасте восемнадцати лет он, увидевший собственными глазами самые крайние формы колониального расизма, бежал с острова на британскую Доминику, где присоединился к войскам «Свободной Франции». Получив некоторый опыт в составе голлистских сил, после высадки союзников в Нормандии вступил в ряды французской армии и принимал участие в освобождении Франции, в частности, в боях в Эльзасе. После тяжелого ранения, полученного при Кольмаре в 1944 г., был награжден Военным крестом. Однако уже после форсирования Рейна полк, в котором он служил, был «очищен» по расовому принципу: все темнокожие солдаты, включая и его, были отправлены назад в Тулон. В 1945 г. вернулся на Мартинику, однако после подготовки и сдачи выпускного экзамена (т. н. BAC) навсегда выехал оттуда. Еще во время нахождения на острове он принял активное участие в избирательной кампании своего наставника и товарища Эме Сезера, баллотировавшегося в Национальное собрание Четвертой Республики первого созыва как кандидат Коммунистической партии Франции от Мартиники. Прибыв во Францию, получил высшее образование в Лионском университете, где изучал медицину и психологию, а также посещал лекции по философии (в т. ч. у Мориса Мерло-Понти), теории литературы и драматургии. Получив диплом психиатра в 1951 г., продолжал заниматься под руководством Франсуа Тоскейеса и начал работать по специальности. В частности, он сталкивался со случаями неврозов, вызванных колониальным сознанием. Подыскивая работу, он обращался к Леопольду Сенгору о возможности врачебной практики в Сенегале, но не получил ответа. В итоге он получил место главного врача психиатрической больницы в Нормандии. Уже находясь там, он узнал о вакансии в алжирском городе Блиде. В 1952 г. выступил с книгой «Черная кожа, белые маски», в которой жестко обличал расизм и колониализм. В 1953 г. покинул Францию и выехал в принадлежавший ей Алжир, где в годы Второй мировой войны некоторое время был расквартирован его полк. С 1953 по 1956 гг. возглавлял психиатрическое отделение в госпитале Блида-Жуанвиля в Алжире. После начала Алжирской войны в ноябре 1954 г. присоединился к алжирскому движению за независимость, а в 1956 г. стал редактором газеты «Воин» – главного печатного издания алжирского Фронта национального освобождения, издававшегося в Тунисе. Таким образом, он стал главным идеологом ФНО и одной из ключевых фигур в среде алжирских борцов за независимость. За это время много ездил по стране, в основном по району Кабиле, изучая культурную и психологическую жизнь алжирцев. Весной 1956 г. написал свое знаменитое «Письмо министру-резиденту об отставке», в котором окончательно порвал со своим французским ассимиляционным воспитанием и образованием. Как результат, в январе 1957 г. госпиталь в Блиде был закрыт как «рассадник бунтарей», а сам он был выдворен французскими властями из Алжира. Был вынужден вернуться во Францию, а оттуда тайно выехать в Тунис. В 1960 г. Временное правительство Алжира Ахмеда Бен Беллы назначило его послом в Республике Гана. В этом качестве он посещал конференции в Аккре, Конакри, Аддис-Абебе, Леопольдвиле (нынешней Киншасе), Каире и Триполи. После изнурительного переезда через Сахару для открытия Третьего фронта у него была выявлена лейкемия. По совету тунисских специалистов он приезжал на лечение в Советский Союз. После посещения СССР почувствовал некоторое ослабление болезни, что позволило ему успеть закончить свое политическое завещание – известную книгу «Проклятьем заклейменные»; русские переводчики обычно не признают в ее названии первую строчку из «Интернационала» Эжена Потье и передают его как «Проклятые земли»). Пока он еще не был прикован к кровати, читал лекции офицерам Армии национального освобождения в Гардимао на тунисско-алжирской границе. Совершив последний предсмертный визит к Жану-Полю Сартру в Рим, в силу ухудшившегося состояния здоровья выехал в США. Похоронен в склепе мучеников в Айн Керме на востоке Алжира. Незадолго до его смерти, в 1961 г., увидела свет его книга «Проклятьем заклейменные». Благодаря этой книге, запрещенной к печати во Франции, он занял в сознании оппозиционных левых интеллектуалов место пророка и автора социального евангелия, требовавшего очищения колониальных народов от отсталости через «коллективный катарсис», достигаемый благодаря революционному насилию против угнетателей. Воспевая революционное насилие как «великий ответный механизм» угнетенных, оказал значительное влияние как на национально-освободительные движения Африки и Латинской Америки, так и на леворадикальное движение в западных странах. Его идеи воспринимались как непосредственно, так и через Жана-Поля Сартра, написавшего к книге «Проклятьем заклейменные» предисловие, а также Герберта Маркузе, приспособившего их к западноевропейским реалиям. Посмертно (в 1964) был издан программный сборник Фанона, составленный из написанных в поздние годы жизни кратких произведений, – «К африканской революции». В этой книге он проявил себя, среди прочего, и как военный стратег. Антиколониальные установки, изложенные в книге «Проклятьем заклейменные», оказали значительное влияние на революционных лидеров в разных регионах мира – Че Гевару в Латинской Америке, Малкольма Икс в США, Стива Бико в ЮАР, Али Шариати в Иране. Идеи Фанона в оригинальном ключе развил бразильский педагог Паулу Фрейре. Последователями его идей считали себя «Черные пантеры».

Медиа (4)

Франц ФАНОН в фотографиях:

Связи (14)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх