Досье личности

Ценность: 2 (13)

Симпатия: 2 (13)

дата обновления - 2018-05-25

просмотров - 3

Е Ши

Другое имя: Е Чжэнцзэ – прозвище; Шуйсинь – псевдоним

Имя латиницей: Ye Shi; Ye Zhengze; Shuixin

Пол: мужской

Дата рождения: 26.05.1150

Место рождения: Вэньчжоу, провинция Чжэцзян, Китай

Дата смерти: 21.02.1223 Возраст (72)

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Лошадь

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: власть, знание, политика, религия, философ.

Anno: 1215

Е Ши

китайский философ-неоконфуцианец, государственный и политический деятель, литератор. Один из самых значимых представителей т. н. «школы Юнцзя» (определено местом рождения философа). Сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши, занимал высокие государственные посты, был удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского государства Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям.

Основные сочинения: «Си сюэ цзи янь» («Записки и высказывания по поводу учения»), «Шуйсинь сяньшэн вэньцзи» («Собрание сочинений учителя Шуйсиня»), «Бе цзи» («Собрание произведений о чуждом»). Вразрез с общей для конфуцианской идеологии тенденцией настаивал на государственной поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиционное противопоставление как второстепенных «ветвей» («мо») сельскому хозяйству – «корню» («бэнь») государственной мощи. Считал проявления «дао» как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира «оформленных» вещей, образуемых мировой субстанцией – «ци». Формы проявления «течения и превращений "ци", не имеющей постоянной локализации», явлены в «пяти элементах» («у син») и восьми триграммах («ба гуа»). Указывал, что вселенское «Единое» реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космических сил – «инь ян», которые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации «срединности и постоянства» – итоговому состоянию «дао», уподобленному ровной водной глади после волнения стихий. Рассматривал человеческие «страсти» как естественную тягу к удовлетворению человеческих потребностей, а правила этико-ритуальной «благопристойности» («ли») – как ограничитель и регулятор «страстей», но не средство их подавления («Си си цзи янь»). Подвергал критике отдельные положения столпов конфуцианства – Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ, отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть «Чжоу и». Осуждал представителей «учения о принципе» за эклектические смешения положений даосизма и буддизма при конструировании космогонических схем с использованием понятий «тай цзи» («Великий предел») и «у цзи» («Беспредельное»). Отрицательно относился к даосизму, и особенно к буддийской этике и учениям о познании как ведущим к «неизбежному забвению задачи осуществления своего "дао"», т. е. задачи должной индивидуальности, самореализации.

Афоризмы (3)
Медиа (0)
Связи (2)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх