Досье личности

Ценность: 1,769 (13)

Симпатия: 1,846 (13)

дата обновления - 2015-11-09

просмотров - 6

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна

Имя латиницей: Ermolova Mariya Nikolaevna

Пол: женский

Дата рождения: 15.07.1853

Дата смерти: 12.03.1928 Возраст (74)

Знак зодиака: Рак

По восточному: Бык

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, искусство, театр.

Anno: 1870

Мария Николаевна ЕРМОЛОВА

российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлера Малого театра. В девять лет поступила в Московское театральное училище. В 1866 г. сыграла в бенефисном спектакле своего отца (Фаншетта в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского) в Малом театре, но эта роль не принесла ей успеха. Ее дарование впервые раскрылось в роли Эмили Галотти («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), которую она сыграла 30.1.1870 г. в бенефис Н. М. Медведевой, заменив заболевшую Г. Н. Федотову. В этой роли обнаружились ее исключительные артистические данные – мощь контральтового голоса, сила и заразительность темперамента, трагический талант. После этого, еще оставаясь в училище, начала выступать на сцене Малого театра; с 1871 г. и до конца жизни – в труппе этого театра. Однако в первые годы трагическое, героическое по направленности дарование актрисы не получило раскрытия. Ей поручали главным образом роли легкомысленных барышень, «простушек» в комедиях и водевилях, роли в примитивных мелодрамах. В 1873 г. исполнила роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского и в течение многих лет продолжала работать над ней. Заметной вехой в ее творчестве стала роль Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги). Сыграла более 300 ролей. Среди них: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Марианна («Тартюф» Мольера), Бианка, Офелия («Укрощение строптивой», «Гамлет» У. Шекспира), Маргарита («Фауст» И. В. Гете), Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Федра («Федра» Ж. Расина), леди Макбет («Макбет» Шекспира), Сафо («Сафо» Ф. Грильпарцера) и др. Высшее ее создание – Иоанна («Орлеанская дева» Шиллера: впервые – 1884, в последний раз – 1902). Из-за огромного количества желающих попасть на этот спектакль представления «Орлеанской девы» с 1893 г. были перенесены на сцену Большого театра. Итогом ее единения с драматургией Островского стал шедевр русской сцены – образ Негиной («Таланты и поклонники» Островского). Среди ее работ в пьесах Островского, кроме Катерины, выделяются роли Василисы Мелентьевой («Василиса Мелентьева» Островского и С. А. Гедеонова), Ларисы («Бесприданница»), Параши («Горячее сердце»), Евлалии («Невольницы»), Тугиной («Последняя жертва»), Олены («Воевода»), Людмилы («Поздняя любовь»); одной из лучших ролей позднего периода стала Кручинина («Без вины виноватые»). В 1880-90-х гг. создала галерею женских образов, главным образом современниц, получивших нарицательное название «ермоловских женщин». Одновременно с работой в театре, часто выступала на эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре были произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарева, И. С. Никитина и др. 2.5.1920 г. состоялось ее чествование в связи с 50-летием работы в Малом театре, приобретшее общекультурное звучание. Она первой получила звание народной артистки Республики (1920). Последнее выступление состоялось 25.12.1921 г.

Медиа (0)
Связи (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх