Досье личности

Ценность: 1,385 (13)

Симпатия: 1,385 (13)

дата обновления - 2018-04-04

просмотров - 5

ЕРМОЛАЕВА Вера Михайловна

Имя латиницей: Yermolaeva Vera Mikhajlovna

Пол: женский

Дата рождения: 02.11.1893

Место рождения: село Ключи, Саратовская область, Россия

Дата смерти: 29.09.1937 Возраст (43)

Место смерти: Караганда, Казахстан

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: графика, жертва, живопись, инвалид, искусство, книга, рисунок, художник.

Anno: 1929

Вера Михайловна ЕРМОЛАЕВА

русская художница, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда. В детстве упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей. Получила образование в Европе – в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. В 1904 г. вернулась в Россию, а в 1905 г. с семьей переехала в Петербург. В 1910 г. окончила гимназию княгини Оболенской, в 1911 г. поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом. В 1915-1916 гг. входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Н. Лапшиным). Члены кружка выпускали одноименный журнал. Помимо рисования, интересовалась историей – в 1917 г. окончила Археологический институт. Одновременно была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция». В 1918 г. сотрудничала с книгопечатной артелью «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Художница оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме. После революции участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Крученых «Победа над солнцем». В 1922 г. эскизы выставлялись на выставке в Берлине. В 1919 г. была направлена в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 г. после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) – общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. В 1922 г. вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х гг. сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Еж». Работала как живописец и график. В 1920-е гг. стала иллюстратором таких книг как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса; оформляла серию басен Крылова. В 1929 г., вместе с художникам В. В. Стерлиговым, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». На квартире художницы проходили творческие «вторники» этих художников и «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями. Выставочная деятельность проходившая в узком кругу единомышленников стала поводом написанного доноса, в результате которого 25 декабря 1934 г. она была арестована, одновременно с группой посещавших ее дом художников. Несколько человек из этого круга были осуждены, в т. ч. и сама Ермолаева, и сосланы в Карлаг отбывать трехлетний срок. Согласно материалам дела, в вину художнице вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Была расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 г. реабилитирована посмертно.

Медиа (0)
Связи (13)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх