русская художница, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда. В детстве упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей. Получила образование в Европе – в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. В 1904 г. вернулась в Россию, а в 1905 г. с семьей переехала в Петербург. В 1910 г. окончила гимназию княгини Оболенской, в 1911 г. поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом. В 1915-1916 гг. входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Н. Лапшиным). Члены кружка выпускали одноименный журнал. Помимо рисования, интересовалась историей – в 1917 г. окончила Археологический институт. Одновременно была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция». В 1918 г. сотрудничала с книгопечатной артелью «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. Художница оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме. После революции участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Крученых «Победа над солнцем». В 1922 г. эскизы выставлялись на выставке в Берлине. В 1919 г. была направлена в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 г. после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) – общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. В 1922 г. вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х гг. сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Еж». Работала как живописец и график. В 1920-е гг. стала иллюстратором таких книг как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса; оформляла серию басен Крылова. В 1929 г., вместе с художникам В. В. Стерлиговым, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». На квартире художницы проходили творческие «вторники» этих художников и «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями. Выставочная деятельность проходившая в узком кругу единомышленников стала поводом написанного доноса, в результате которого 25 декабря 1934 г. она была арестована, одновременно с группой посещавших ее дом художников. Несколько человек из этого круга были осуждены, в т. ч. и сама Ермолаева, и сосланы в Карлаг отбывать трехлетний срок. Согласно материалам дела, в вину художнице вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Была расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 г. реабилитирована посмертно.
Досье личности
ЕРМОЛАЕВА Вера Михайловна
Имя латиницей: Yermolaeva Vera Mikhajlovna
Пол: женский
Дата рождения: 02.11.1893
Место рождения: село Ключи, Саратовская область, Россия
Дата смерти: 29.09.1937 Возраст (43)
Место смерти: Караганда, Казахстан
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Змея
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова: графика, жертва, живопись, инвалид, искусство, книга, рисунок, художник.
Anno: 1929
Вера Михайловна ЕРМОЛАЕВА
- АСЕЕВ Николай Николаевич (1889 - 1963)
- БЕРНШТЕЙН Михаил Давидович (1875 - 1960)
- ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (поэт) (1904 - 1941)
- КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич (1886 - 1968)
- КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 - 1844)
- ЛАПШИН Николай Федорович (1888 - 1942)
- МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878 - 1935)
- МАТЮШИН Михаил Васильевич (1861 - 1934)
- РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906 - 1997)
- СТЕРЛИГОВ Владимир Васильевич (1904 - 1973)
- УИТМЕН Уолт (1819 - 1892)
- ХАРМС Даниил Иванович (1905 - 1942)
- ШАГАЛ Марк Захарович (1887 - 1985)
- АА Питер ван дер
- АБАГАЗ
- АГИН Александр Алексеевич
- АДАРЮКОВ Владимир Яковлевич
- АДЕЛУНГ Федор Павлович
- АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна
- АЙДУ Этьенн
- АЙСНЕР Уилл
- АЙХЕНБЕРГ Фриц
- АКОП МЕГАПАРАТ
- АЛЕКСЕЕВ Михаил Павлович
- АЛИСОВ Михаил Иванович
- АЛЬД Мануций Пий
- АЛЬТЕНБЕРГ Альфред
- АЛЯКРИНСКИЙ Петр Александрович
- АЛЯНСКИЙ Самуил Миронович
- АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ Нестор Максимович
- АММАН Йост
- АМОСОВА-БУНАК Ольга Федоровна
- АНАСТАСЕВИЧ Василий Григорьевич
- АНГИЛЕЙКО Федор
- АПОЛЛОНИЙ Родосский
- АРИСТАРХ Самофракийский
- АРИХА Авигдор
- АРМФИЛД Максвелл
- АС Женевьева
- АССЕМАНИ Иосиф Симон
- БАЖАНОВ Дмитрий Андреевич
- БАКМЕЙСТЕР Иоганн
- БАКМЕЙСТР Логин Иванович
- БАЛЛИН Николай Петрович
- БАЛОБАНОВА Екатерина Вячеславовна
- БАЛТРАМАЙТИС Сильвестрас
- БАЛУХАТЫЙ Сергей Дмитриевич
- БАНДИНИ Анджело-Мария
- БАНДТКЕ Ежи Самуэль
- БАННИКОВА Галина Андреевна
- БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич
- БАРБЕРИНИ Франческо (старший)
- БАРВИНСКИЙ Евгений Иванович
- БАРСОВ Алексей Кириллович
- БАРСУКОВ Николай Платонович
- БАРТЕНЕВ Петр Иванович
- БАСКЕРВИЛЛЬ Джон
- БАСМАНОВ Павел Иванович
- БАСМАНОВА Марианна Павловна
- БАСМАНОВА Наталия Георгиевна
- БАУЭР Йон
- БАХТИН Николай Николаевич
- БАЧИНСКИЙ Александр Гаврилович
- БЕДЕКЕР Карл
- БЕКФОРД Уильям
- БЕЛЕЦКИЙ Александр Иванович
- БЕЛИЛОВСКИЙ Кесарий Александрович
- БЕЛКИН Вениамин Павлович
- БЕЛЛМЕР Ханс
- БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич
- БЕЛЯЕВ Иван Степанович
- БЕРДИЧЕВСКИЙ Яков Исаакович
- БЕРЕЗОВСКИЙ Владимир Антонович
- БЕРНШТАМ Федор Густавович
- БЕСТЕРМЕН Теодор Натаниель
- БЕХТЕЕВ Владимир Георгиевич
- БИ Шэн