древнегреческий гончар и вазописец из Афин, творивший в 550-530 гг. до н. э. Считается одним из наиболее значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. В отличие от большинства других вазописцев, он начал свой творческий путь гончаром. Его первыми известными работами стали две амфоры. Он творчески использовал опыт предыдущих поколений вазописцев восточной Греции. Его произведения гончарного искусства оказали большое влияние на следующие поколения мастеров. Сохранившееся до настоящего времени творческое наследие великого мастера состоит из 15 ваз с подписью их создателя-гончара Эксекия: Eksekias egraphse m`kapoiesen. Однако еще большую популярность он снискал своими вазописными работами. Три вазы (одна – в Мюнхене, одна – в Ватикане и одна в Таренте), созданные руками мастера, носят также его подпись вазописца. Авторство его остальных работ было установлено исключительно на основании результатов стилистического анализа. Вазописные работы мастера относят к третьей четверти VI в. до н. э., возможно даже в период 545-530 гг. до н. э. Эксекий дал решающий толчок развитию чернофигурной вазописи – как в расположении росписей, так и в выборе и исполнении орнаментов. Вместе с гончаром Амасисом он создал первые амфоры, с обеих сторон которых изображены повествовательные рисунки. При всей ограниченности стиля чернофигурной вазописи благодаря своему мастерству Эксекию удалось открыть новые возможности художественного выражения на керамических изделиях. Это стало возможным в первую очередь благодаря использованию новых сюжетов, но еще больше благодаря новому способу изображения, который вдохнул в черные фигуры неведомую для этого стиля новизну и оригинальность. Был первым вазописецем, который изобразил не результат действия, а подготовку к нему. Фигуры в его исполнении получили особую глубину, которой в древнегреческом искусстве до этого не достигал ни один поэт. Так на амфоре «Самоубийство Аякса», хранящейся в настоящее время в Болонье, он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Ему удалось отразить чувства и решительность Аякса Великого. Эксекию было также важно отразить достоинство изображенных людей. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то он сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают его как первого художника западноевропейской культуры. На одной из самых известных чаш Эксекия (получившей также название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) в Государственном античном собрании Мюнхена изображен бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса – растущая вдоль мачты виноградная лоза. Его третьим известным произведением является «Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошел, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к ее герою Аяксу. Ему также принадлежит первенство в изображении перевернувшейся колесницы. Работы мастера технически безупречны и видимо ориентируются на лучшие образцы скульптуры того времени. Все его произведения отличаются высоким качеством и ценностью (Эксекия даже называют перфекционистом), и поэтому очень сложно отследить развитие его художественного стиля. Как ремесленник он получил признание еще при жизни, иначе сложно было бы объяснить тот факт, что по заказу некоего состоятельного афинянина он создал серию из как минимум 15 погребальных пинак, фрагменты которых находятся сейчас в Античном собрании в Берлине. По своей концепции эти погребальные таблички Эксекия имеют сходство с современными ему живописными шедеврами, выполненными на дереве. Мастер краснофигурной вазописи Андокид предположительно был учеником Эксекия и писал в новом стиле в технике своего учителя.
Досье личности
ЭКСЕКИЙ
Имя латиницей: Exekias
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.590 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.520 до н.э. Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: живопись, искусство, рисунок, художник.
Anno: -0546
ЭКСЕКИЙ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.antica.lt
- БАКУА Маврикий
- БАЛАБИН Патрик
- БАННИКОВА Галина Андреевна
- БАРБАРИ Якопо
- БАРТОЛОЦЦИ Франческо
- БАСКИЯ Жан-Мишель
- БАСМАНОВ Павел Иванович
- БАСМАНОВА Марианна Павловна
- БАСМАНОВА Наталия Георгиевна
- БАСС Сол
- БАТОВСКИЙ Станислав Качор
- БАУЭР Йон
- БАХЧАНЯН Вагрич Акопович
- БАЦ Александр де
- БАШИЛОВ Михаил Сергеевич
- БЕГГРОВ Карл Петрович
- БЕЗПЕРЧИЙ Дмитрий Иванович
- БЕЙДЕМАН Александр Егорович
- БЕЛКИН Вениамин Павлович
- БЕЛЛ Ванесса
- БЕЛЛМЕР Ханс
- БЕЛОВ Станислав Кондратьевич
- БЕЛЬТРАН Альберто
- БЕНЕДИКТОВ Станислав Бенедиктович
- БЕРДСЛЕЙ Обри Винсент
- БЕРН-ДЖОНС Эдвард Коли
- БЕРНШТЕЙН Михаил Давидович
- БЕРХЕМ Николас
- БЕХТЕЕВ Владимир Георгиевич
- БИЛЬЖО Андрей Георгиевич
- БИРБОМ Макс
- БЛАНК Моисей Абрамович
- БЛИНКОВ Александр Александрович
- БЛОЦКИЙ Влодзимеж
- БЛУМАРТ Абрахам
- БОБЫШОВ Михаил Павлович
- БОГАТКИН Владимир Валерьянович
- БОГДЕСКО Илья Трофимович
- БОДОНИ Джамбаттиста
- БОЙДЕЛЛ Джон
- БОЛЬ Фердинанд
- БОНВЕН Франсуа
- БОНИНГТОН Ричард Паркс
- БОССЕ Абраам
- БОУДА Цирил
- БРАНДИДЖ Маргарет
- БРАССАЙ
- БРАУНЕР Виктор
- БРОДСКИЙ Савва Григорьевич
- БРОЙДО Ирина Георгиевна
- БРОК Чарльз Эдмунд
- БРУНА Дик
- БРЮЛЛОВ Александр Павлович
- БУДКЕВИЧ Иосиф-Казимир Константинович
- БУЛЬ Андре Шарль
- БУНДИН Виктор Александрович
- БУРГКМАЙР Ханс
- БУРДОН Себастьен
- БУТОРИН Дмитрий Николаевич
- БУТЫРИН Юрий Александрович
- БУЧКИН Дмитрий Петрович
- БЭНКСИ
- ВАББЕ Адольф Георгиевич
- ВАЗАРЕЛИ Виктор