древнегреческий гончар и вазописец из Афин, творивший в 550-530 гг. до н. э. Считается одним из наиболее значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. В отличие от большинства других вазописцев, он начал свой творческий путь гончаром. Его первыми известными работами стали две амфоры. Он творчески использовал опыт предыдущих поколений вазописцев восточной Греции. Его произведения гончарного искусства оказали большое влияние на следующие поколения мастеров. Сохранившееся до настоящего времени творческое наследие великого мастера состоит из 15 ваз с подписью их создателя-гончара Эксекия: Eksekias egraphse m`kapoiesen. Однако еще большую популярность он снискал своими вазописными работами. Три вазы (одна – в Мюнхене, одна – в Ватикане и одна в Таренте), созданные руками мастера, носят также его подпись вазописца. Авторство его остальных работ было установлено исключительно на основании результатов стилистического анализа. Вазописные работы мастера относят к третьей четверти VI в. до н. э., возможно даже в период 545-530 гг. до н. э. Эксекий дал решающий толчок развитию чернофигурной вазописи – как в расположении росписей, так и в выборе и исполнении орнаментов. Вместе с гончаром Амасисом он создал первые амфоры, с обеих сторон которых изображены повествовательные рисунки. При всей ограниченности стиля чернофигурной вазописи благодаря своему мастерству Эксекию удалось открыть новые возможности художественного выражения на керамических изделиях. Это стало возможным в первую очередь благодаря использованию новых сюжетов, но еще больше благодаря новому способу изображения, который вдохнул в черные фигуры неведомую для этого стиля новизну и оригинальность. Был первым вазописецем, который изобразил не результат действия, а подготовку к нему. Фигуры в его исполнении получили особую глубину, которой в древнегреческом искусстве до этого не достигал ни один поэт. Так на амфоре «Самоубийство Аякса», хранящейся в настоящее время в Болонье, он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Ему удалось отразить чувства и решительность Аякса Великого. Эксекию было также важно отразить достоинство изображенных людей. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то он сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают его как первого художника западноевропейской культуры. На одной из самых известных чаш Эксекия (получившей также название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) в Государственном античном собрании Мюнхена изображен бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса – растущая вдоль мачты виноградная лоза. Его третьим известным произведением является «Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошел, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к ее герою Аяксу. Ему также принадлежит первенство в изображении перевернувшейся колесницы. Работы мастера технически безупречны и видимо ориентируются на лучшие образцы скульптуры того времени. Все его произведения отличаются высоким качеством и ценностью (Эксекия даже называют перфекционистом), и поэтому очень сложно отследить развитие его художественного стиля. Как ремесленник он получил признание еще при жизни, иначе сложно было бы объяснить тот факт, что по заказу некоего состоятельного афинянина он создал серию из как минимум 15 погребальных пинак, фрагменты которых находятся сейчас в Античном собрании в Берлине. По своей концепции эти погребальные таблички Эксекия имеют сходство с современными ему живописными шедеврами, выполненными на дереве. Мастер краснофигурной вазописи Андокид предположительно был учеником Эксекия и писал в новом стиле в технике своего учителя.
Досье личности
ЭКСЕКИЙ
Имя латиницей: Exekias
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.590 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.520 до н.э. Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: живопись, искусство, рисунок, художник.
Anno: -0546
ЭКСЕКИЙ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.antica.lt
- АНАКСИМЕН
- АНАСТАСИАДИС Никос
- АНАСТАСИЙ I (император)
- АНАСТАСИЙ I (папа)
- АНАСТАСИЙ I Синаит
- АНАСТАСИЙ II (император)
- АНАСТАСИЙ II (патриарх Антиохийский)
- АНАСТАСИЙ III (папа)
- АНАСТАСИЙ IV (папа)
- АНАСТАСИЯ Михайловна
- АНГИЛЬБЕРТ
- АНГИССОЛА Лючия
- АНГИССОЛА Софонисба
- АНГЛАД Жан-Юг
- АНГЛАДА КАМАРАСА Эрменехильдо
- АНГРАН Шарль Теофил
- АНДЖЕЛИ Анджело
- АНДЖОЛИНИ Доменико Мариа Гаспаро
- АНДОКИД (вазописец)
- АНДОКИД (оратор)
- АНДРАД Жюль Фредерик Шарль
- АНДРАЛЬ Габриель
- АНДРЕЙ Александрович
- АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (великий князь)
- АНДРЕЙ Критский
- АНДРЕЙ Палеолог
- АНДРЕЙ Первозванный
- АНДРЕОТТИ Джулио
- АНДРИЕ Франсуа
- АНДРИОЛЛИ Франчишек
- АНДРИСК
- АНДРОНИК I Комнин
- АНДРОНИК II Палеолог
- АНДРОНИК Родосский
- АНДУАЙЕ Анри
- АНЕЛЛИ Анджело
- АНИМУЧЧА Джованни
- АНИС Мухаммед
- АНИТА Тегейская
- АНКЕТЕН Луи
- АННА Австрийская (1549)
- АННА Австрийская (1601)
- АННА Бретонская
- АННА Византийская
- АННИКЕРИД из Кирены
- АНРЕП Борис Васильевич
- АНРИ Матье-Проспер
- АНРИ Поль Пьер
- АНРИКЕС Бенуа Луи
- АНСЕЛО Виржини
- АНСЕЛО Жак-Франсуа
- АНСЕЛЬ Марк
- АНСЕН Алан
- АНТАЛКИД
- АНТЕНОР (скульптор)
- АНТЕР
- АНТИГОН I Одноглазый
- АНТИГОН II Гонат
- АНТИГОН III Досон
- АНТИГОН Каристский
- АНТИМАХ из Колофона
- АНТИОХ (царь Мессении)
- АНТИОХ II Теос
- АНТИОХ из Аскалона