древнегреческий гончар и вазописец из Афин, творивший в 550-530 гг. до н. э. Считается одним из наиболее значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. В отличие от большинства других вазописцев, он начал свой творческий путь гончаром. Его первыми известными работами стали две амфоры. Он творчески использовал опыт предыдущих поколений вазописцев восточной Греции. Его произведения гончарного искусства оказали большое влияние на следующие поколения мастеров. Сохранившееся до настоящего времени творческое наследие великого мастера состоит из 15 ваз с подписью их создателя-гончара Эксекия: Eksekias egraphse m`kapoiesen. Однако еще большую популярность он снискал своими вазописными работами. Три вазы (одна – в Мюнхене, одна – в Ватикане и одна в Таренте), созданные руками мастера, носят также его подпись вазописца. Авторство его остальных работ было установлено исключительно на основании результатов стилистического анализа. Вазописные работы мастера относят к третьей четверти VI в. до н. э., возможно даже в период 545-530 гг. до н. э. Эксекий дал решающий толчок развитию чернофигурной вазописи – как в расположении росписей, так и в выборе и исполнении орнаментов. Вместе с гончаром Амасисом он создал первые амфоры, с обеих сторон которых изображены повествовательные рисунки. При всей ограниченности стиля чернофигурной вазописи благодаря своему мастерству Эксекию удалось открыть новые возможности художественного выражения на керамических изделиях. Это стало возможным в первую очередь благодаря использованию новых сюжетов, но еще больше благодаря новому способу изображения, который вдохнул в черные фигуры неведомую для этого стиля новизну и оригинальность. Был первым вазописецем, который изобразил не результат действия, а подготовку к нему. Фигуры в его исполнении получили особую глубину, которой в древнегреческом искусстве до этого не достигал ни один поэт. Так на амфоре «Самоубийство Аякса», хранящейся в настоящее время в Болонье, он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Ему удалось отразить чувства и решительность Аякса Великого. Эксекию было также важно отразить достоинство изображенных людей. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то он сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают его как первого художника западноевропейской культуры. На одной из самых известных чаш Эксекия (получившей также название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) в Государственном античном собрании Мюнхена изображен бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса – растущая вдоль мачты виноградная лоза. Его третьим известным произведением является «Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошел, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к ее герою Аяксу. Ему также принадлежит первенство в изображении перевернувшейся колесницы. Работы мастера технически безупречны и видимо ориентируются на лучшие образцы скульптуры того времени. Все его произведения отличаются высоким качеством и ценностью (Эксекия даже называют перфекционистом), и поэтому очень сложно отследить развитие его художественного стиля. Как ремесленник он получил признание еще при жизни, иначе сложно было бы объяснить тот факт, что по заказу некоего состоятельного афинянина он создал серию из как минимум 15 погребальных пинак, фрагменты которых находятся сейчас в Античном собрании в Берлине. По своей концепции эти погребальные таблички Эксекия имеют сходство с современными ему живописными шедеврами, выполненными на дереве. Мастер краснофигурной вазописи Андокид предположительно был учеником Эксекия и писал в новом стиле в технике своего учителя.
Досье личности
ЭКСЕКИЙ
Имя латиницей: Exekias
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.590 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.520 до н.э. Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: живопись, искусство, рисунок, художник.
Anno: -0546
ЭКСЕКИЙ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.antica.lt
- А. Р. ПЕНК (художник)
- ААРТ ван Антум
- ААХЕН Ханс фон
- АБ Павел Ефимович
- АБАКАНОВИЧ Магдалена
- АБАКАРОВ Асхаб
- АББАТЕЙ Николло дель
- АББЕМА Луиза
- АБД аль-РАЗЗАК
- АБД АС-САМАД
- АБДУЛЛАЕВ Абдулхак Аксакалович
- АБДУЛЛАЕВ Микаил Гусейн оглы
- АБДУРАХМАНОВ Надир Гамбар оглы
- АБДУРАХМАНОВ Фуад Гасан оглы
- АБДУСАЛАМОВ Шавкат Фазылович
- АБЕГЯН Мгер Манукович
- АБЕДИН Зейнул
- АБЕЛА Эдуардо Вильярреаль
- АБИЛЬГОР Николай Абрагам
- АБРАМОВ Марк Александрович
- АБРАМОВ Николай Алексеевич
- АБУГОВ Семен Львович
- АБУТКОВ Николай Григорьевич
- АВВАКУМОВ Михаил Николаевич
- АВДЕЕВ Юрий Константинович
- АВЕРБАХ Александр Михайлович
- АВЕРКАМП Хендрик
- АВЕТИСЯН Минас Карапетович
- АВЕТОВ Михаил Никитич
- АВИЛОВ Михаил Иванович
- АВИНОВ Андрей Николаевич
- АВЛАС Владимир Дмитриевич
- АВРИЛЬ Эдуар Анри
- АГА МИРЕК Исфахани
- АГАДАТИ Барух
- АГАДЖАНЯН Степан Меликсетович
- АГАМ Яков
- АГАПОВА Ирина Анатольевна
- АГАФАРХ
- АГАФОНОВ Александр
- АГИН Александр Алексеевич
- АГЛАОФОН
- АГРАНОВ Вульф Иосифович
- АДАБАШЬЯН Александр Артемович
- АДАМ Альбрехт
- АДАМ Бенно
- АДАМ Жан Виктор
- АДАМ Франц
- АДАМОВА Евгения Михайловна
- АДАМСОН Джой
- АДАМСОН-ЭРИК Эрик Карл
- АДЕАГБО Жорж
- АДЕН Виктор Богданович
- АДЛИВАНКИН Самуил Яковлевич
- АЖБЕ Антон
- АЗАРОВА Людмила Павловна
- АЗАРХ Лана Александровна
- АЗИМЗАДЕ Азим Аслан оглы
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- АЙВЕРКС Аб
- АЙДУКЕВИЧ Зыгмунт
- АЙДУКЕВИЧ Тадеуш
- АЙЗЕНБЕРГ Нина Евсеевна
- АЙЗЕНМЕНГЕР Август