Досье личности

Ценность: 2,385 (13)

Симпатия: 2,154 (13)

дата обновления - 2017-08-29

просмотров - 3

ДУБНОВ Семен Маркович

Другое имя: Дубнов Шимен Меерович

Имя латиницей: Dubnov Semen Markovich; Dubnow Simon

Пол: мужской

Дата рождения: 10.09.1860

Место рождения: Мстиславль, Могилевская область, Белоруссия

Дата смерти: 08.12.1941 Возраст (81)

Место смерти: Рига, Латвия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Обезьяна

География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА, ЛАТВИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР.

Ключевые слова: жертва, знание, историк, наука, публицист.

Anno: 1917

Семен Маркович ДУБНОВ

российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. Среди предков Дубновых были известные талмудисты реб Юдл из Ковеля и Иосиф Йоске, автор «Иесод Иосеф» – одного из популярных религиозных сочинений XVIII в. Прапрадед Бенцион Хацкелевич в XVIII – начале XIX вв. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом Перетц.

Получил традиционное образование в хедере и йешиве. В течение трех лет освоил русский язык. Вскоре вошел в круг образованной еврейской молодежи, поступил в русскую школу. Талмуд и книги Лебенсона сменили «Даниэль Деронда» Дж. Элиот, поэзия Людвига Берне, тома журнала «Дело». В 1880-е гг. занятия наукой, первые литературные опыты свели его с некоторыми русскими учеными и писателями, интересовавшимися еврейскими проблемами, – С. Бершадским, Н. Лесковым. Его воспоминания являются практически единственным источником о ранних годах жизни и творчества таких впоследствии знаменитых литераторов, как А. Волынский, С. Фруг, С. Венгеров, Н. Минский. Принимал активное участие в общественной жизни России конца XIX – начала XX вв. Важнейший период жизни пришелся на годы пребывания в Одессе (1890-1903), где сложилась его философия еврейской истории. В Одессе входил в кружок выдающихся еврейских писателей, к которому также принадлежали Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем, Ахад-Гаам и др. Как член Общества для распространения просвещения между евреями в России, он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 г. в Кишиневе был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской самообороны. Энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты). Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошел от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М. Крейнин, А. Залкинд, В. Мандель, А. Перельман) основал Еврейскую народную партию («Фолкспартей»), которая существовала в России вплоть до 1918 г. Годы между двумя революциями в России, с 1905 по 1917 гг., стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало Еврейское историко-этнографическое общество и другие научные организации, среди которых было и Еврейское литературное общество, которым он фактически руководил, хотя его учредителем являлся Л. Нисселович. Активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии», был автором и редактором ежегодника «Еврейская старина». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX в. Сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых.

В 1922 г. эмигрировал в Германию. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни – десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 гг. жил в Берлине. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его «Всемирной истории евреев», «Новейшая история еврейского народа», «Письма о старом и новом еврействе». Приход к власти Гитлера заставил его покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 г. переехал в Латвию, так как хотел быть ближе к детям и внукам. В Риге завершил и выпустил все три тома мемуаров. Присоединение Латвии к СССР в 1940 г. создало для него реальную опасность. В 1920-х гг. опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х гг. в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали. В Риге застала его немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: «Евреи, пишите и записывайте!». Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто.

Медиа (0)
Связи (10)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх