афинский мыслитель, христианский святой. Согласно церковному преданию, был учеником апостола Павла и первым епископом Афинах. В 95 г. он был послан папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г. Под его именем написаны сочинения, ставшие публично известными в V в. В XVI в. его сочинения подверглись наибольшей критике, после чего начало утверждаться мнение, что они, возможно, испытали сильное влияние неоплатонизма и имеют псевдоэпиграфическое происхождение. Сочинения оказали огромное влияние на дальнейшую христианскую философию. Единого мнения об авторстве этих сочинений и точной дате их создания нет. В науке эти тексты известны как «Ареопагитики». Вопрос об отождествлении двух Дионисиев – Парижского, жившего в III в., и Афинского, фигурирующего в книге Деяний апостолов, был предметом дискуссии церквей об апостольском происхождении. На Дионисия Ареопагита в качестве непререкаемого авторитета ссылается протопоп Аввакум в своем автобиографичном «Житии». Жил в Афинах. Там же он получил классическое эллинское образование. Следуя примеру Пифагора и Платона, он отправился в Египет, в город Гелиополь, изучать астрономию. Там, вместе со своим другом философом Аполлофаном, молодые люди стали свидетелями солнечного затмения во время распятия Иисуса Христа. По возвращении в Афины за свою мудрость Дионисий был избран членом Ареопага. Во время пребывания в Афинах апостола Павла пригласили в Ареопаг для разъяснения нового учения. На проповеди присутствовал и Дионисий. После принятия крещения Дионисий три года провел возле апостола Павла, после чего был рукоположен в епископа Афинского. В 57 г. присутствовал при погребении Девы Марии в Иерусалиме. В конце 60-х гг. I в. посещает Рим для свидания с апостолами Петром и Павлом, схваченными императором Нероном. После казни апостолов, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием отправляются с проповедями в Рим, Германию, Испанию и Францию, продолжать дело апостола Павла. В Лютеции Галлийской, во времена преследования христиан, проповедники были схвачены и брошены в темницу. Правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Правитель приказал наказать Святых мечом. Обезглавленное тело священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь (ок. шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени). Православная Церковь дважды в год почитает память священномученика в день Собора апостолов от семидесяти 4 (17) января и 3 (16) октября. Католическая Церковь празднует день памяти Святого Дионисия 9 октября. Католическая базилика Сен-Дени, расположенная на Монмартре, что означает «Mont des Martyrs», («гора мучеников»), хранит мощи священномученика Дионисия и его спутников – Святых мучеников Рустика и Елевферия. Согласно преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с холма Монмартр стекал ручей, в водах которого святой омыл свою отрубленную голову, прежде чем понести ее к месту своего упокоения. Сочинения Дионисия Ареопагита проникли на Русь через южнославянские переводы. Среди них был экземпляр, принадлежавший митрополиту Киприану. Какой-то список его творений вероятнее всего бытовал в Новгороде. Сохранившиеся списки датируются концом XV или рубежом XV-XVI вв. Позднее наблюдался рост популярности его произведений.
Досье личности
ДИОНИСИЙ Ареопагит
Имя латиницей: Dionysius the Areopagite
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.35
Дата смерти: приблизительно 00.00.96 Возраст (61)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: епископ, проповедник, религия, святой.
Anno: 0070
ДИОНИСИЙ Ареопагит
- АВВАКУМ Петрович (протопоп) (1620 - 1682)
- ГРИГОРИЙ II (патриарх Константинопольский) (1241 - 1289)
- ДИОНИСИЙ Парижский (190 - 255)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- ИИСУС ХРИСТОС (4 до н.э. - 33)
- КИПРИАН (митрополит) (1336 - 1406)
- КЛИМЕНТ I (36 - 97)
- МАРИЯ (30 до н.э. - 40)
- НЕРОН (37 - 68)
- ПАВЕЛ (апостол) (10 - 65)
- ПЕТР (апостол) (1 - 67)
- ПИФАГОР Самосский (569 до н.э. - 491 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ФИЧИНО Марсилио (1433 - 1499)
- В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.hesychasm.ru
- http://www.otechestvo.org.ua
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.pravenc.ru
- ТИХОН (Никаноров)
- ЕЛЕНА Равноапостольная
- НЕКТАРИЙ (Теляшин)
- СЕВИР Антиохийский
- АНДРЕЙ Критский
- АНТЕР
- ОНИСИМ (апостол от 70)
- ПУЛЬХЕРИЯ
- ГЕРМАН I (патриарх Константинопольский)
- ДИОНИСИЙ Ареопагит
- ВАСИЛИЙ Блаженный
- КАССИЯ Константинопольская
- АРСЕНИЙ (Комельский)
- АЛЕКСАНДР (Трапицын)
- АЛЕКСИЙ (Бельковский)
- АНТОНИЙ (Абашидзе)
- АРКАДИЙ (Ершов)
- АРСАКИЙ (архиепископ Константинопольский)
- ПАВЕЛ I (архиепископ Константинопольский)
- ПАВЛИН Ноланский
- АКАКИЙ Тверской и Кашинский
- ГРИГОРИЙ X
- СТЕФАН I (папа)
- ЗАХАРИЙ (папа)
- ЛЕВ IX
- АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1872)
- ЭВАРИСТ (папа)
- ФИЛОФЕЙ Мравинский
- КАБРИНИ Франциска Ксаверия
- МАРЦЕЛЛ I
- АВРААМИЙ (архимандрит)
- ФЕОФИЛ Антиохийский
- КИМ Де Гон
- УШАКОВ Федор Федорович
- ХРОСВИТА
- ПЕТР (апостол)
- ЛЕОНАРДИ Джон
- БЕНЕДИКТ II
- ГИГИН (папа)
- ГРИГОРИЙ III
- ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ
- ЛЕВ IV (папа)
- ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ Валентин Феликсович
- СЕРАФИМ (Самойлович)
- БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ
- СЕРГИЙ I (папа)
- СИКСТ III
- СИЛЬВЕСТР I
- ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ (святой)
- ИОАНН Креститель
- ИОАНН МАТТА
- ИОАНН Богослов
- ЛЕВ I Великий (папа)
- ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ
- АФФОНИЙ (митрополит Новгородский)
- КОНСТАНТИН I (митрополит Киевский)
- МЕФОДИЙ I (патриарх Константинопольский)
- ТАТИЯНА Римская
- АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
- БОРРОМЕО Карло
- СВЯТОЙ ГУБЕРТ
- СИКСТ I
- ЕВСЕВИЙ
- КЛЕТ