российский композитор, царскосельский музыкант-вундеркинд, автор первых советских опер и балетов. Учился сначала в Царскосельской гимназии, затем – в реальном училище Николая II, которое окончил в 1908 г. Познакомился и подружился с С. С. Прокофьевым (впоследствии они переписывались). С 1904 г. посещал симфонические концерты, с мая по сентябрь проходившие в Павловске; в 1906 г. брал частные уроки по теории музыки и сольфеджио у молодого композитора А. Ф. Пащенко. Постоянно бывал в доме Аренсов вместе с В. А. Комаровским, Н. С. Гумилевым, Н. Н. Пуниным и др. В 1908 г. поступил в Петербургскую консерваторию; среди его преподавателей: по классу рояля – профессора А. А. Винклер и Л. В. Николаев, по гармонии – В. П. Калафати, по строгому стилю – А. К. Лядов, по инструментовке – М. О. Штейнберг и практика – у дирижера А. В. Гаука. За развитием музыканта с интересом следили А. К. Глазунов, Б. В. Асафьев. В 1913 г. фортепианный этюд молодого композитора был исполнен в Петербурге на концерте певицы Н. И. Забелы-Врубель. Окончил консерваторию в 1914 г.
С началом войны был призван в армию, воевал вплоть до начала Февральской революции. Затем попал в Елисаветград, где работал секретарем в отделе народного образования и преподавал фортепиано и теорию музыки в городском училище. В дальнейшем преподавал в Севастополе, где в 1921 г. организовал вместе с Собиновым и возглавил Народную консерваторию. В Севастополе у него брал уроки теории композиции будущий композитор и теоретик колокольного искусства К. К. Сараджев. В октябре 1922 г. вернулся в Петроград. Принадлежал к левому крылу ленинградских композиторов. Был близок к обэриутам. О его музыке высоко отозвался Дариюс Мийо, в 1926 г. посетивший Ленинград. Преподавал в музыкальных техникумах, выступал дирижером в драматических театрах. Написал музыку к более чем 30 драматическим и 5 музыкальным спектаклям, в т. ч. – к спектаклю ленинградского театра марионеток «Гулливер в стране лилипутов» (1936); многие произведения не были поставлены или тут же сняты с репертуара. Работал в кино: им написана музыка к мультипликационному фильму «Почта» (1930, по одноименному стихотворению С. Я. Маршака), к фильмам «Обломок империи», «Слуга двух господ», «Академик Павлов» и др.