Имя латиницей: Deledda Grazia
Пол: женский
Дата
рождения:
27.09.1871
Место рождения: Нуоро, остров Сардиния, Италия
Дата
смерти:
16.08.1936
Возраст
(64)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Весы
По восточному: Коза
География:
ИТАЛИЯ.
Ключевые слова:
литература, нобель, писатель.
Anno: 1926
Грация ДЕЛЕДДА
итальянская писательница. Отец ее был довольно состоятельным юристом, трижды избиравшимся мэром. Как и многие женщины этой горной деревушки, мать писательницы, урожденная Франческа Камбоса, была неграмотной. Хотя по местным понятиям, семья Деледда принадлежала к числу зажиточных – у них был пресс для получения оливкового масла и собственная винодельня, – жизнь юной писательницы, ее двух братьев и четырех сестер была довольно примитивной. Позднее она назвала Нуоро «поселением бронзового века». Деревенская жизнь была настолько замкнутой, что местные жители говорили не по-итальянски, а на логудоресском диалекте, очень близком латинскому языку. В соответствии с местными патриархальными обычаями ни ее, ни ее сестер практически никогда не выпускали одних из дому. До 10-летнего возраста она посещала местную начальную школу, а также брала частные уроки итальянского и французского языков. Кроме того, очень много читала – особенно русскую прозу XIX в. и романы Гюго и Бальзака. Увлекалась также сардинскими балладами и легендами. В возрасте 8 лет начинает писать стихотворения и рассказы, основанные на местном фольклоре. Ей было 15 лет, когда ее рассказ «Сардинская кровь» появился на страницах римского иллюстрированного журнала. В 1892 г. ее первый роман «Цветок Сардинии» был благожелательно принят критикой. В 1895 г. ее книга «Честные души» вышла с предисловием итальянского литературоведа Руджеро Бонги. В это время она продолжала жить в Нуоро. После смерти отца занималась семейной винодельней и одновременно вела обширную переписку с писателями и критиками. Однако, получив неожиданно большую сумму за французский перевод «Честных душ», передала управление винодельней своему брату Андреа и в 1899 г. по приглашению Марии Манки, издательницы журнала «Донна сарда», на страницах которого часто появлялись произведения начинающей писательницы, едет в столицу Сардинии Кальяри. Здесь она встречается с Пальмиро Мадесани, чиновником министерства финансов, за которого в 1900 г. выходит замуж. В том же году, когда ее мужа перевели в Рим в военное министерство, она предпринимает свое первое путешествие за пределы Сардинии. Молодая чета поселяется в Риме, где живет и в дальнейшем, воспитывая двух сыновей. На протяжении всей последующей жизни пишет приблизительно по одному роману в год. Хотя творчество писательницы с трудом вписывается в то или иное литературное направление, ее зрелые произведения можно рассматривать в контексте движения натуралистов. До начала 20-х гг. в ее творчестве имелись элементы натурализма, хотя поэтичность и цельность ее произведений нетипичны для писателей натуралистической школы. Кроме того, в отличие от натуралистов, которые, как правило, придерживались социалистических убеждений, она была совершенно аполитична. Герой ее первого, имевшего большой успех романа «Элиас Портулу» (1903), чтобы пережить неудачную любовь, становится священником, однако, в конце концов, осознает, что для служения Богу не пригоден. В течение следующего десятилетия популярность писательницы в Италии быстро растет. «Пепел» – роман об одинокой женщине, которая жертвует собой ради своего незаконнорожденного ребенка, – появился в 1904 г. В 1916 г. по этому роману снимается фильм с участием итальянской актрисы Элеоноры Дузе, для которой главная роль в этом фильме стала первой и последней ролью в кино. В эти годы она принимает также участие в переработке для сцены своего романа «Плющ» (1908), пьеса была поставлена в театре в 1909 г. В основу либретто оперы «Благодать», которая была написана Винченцо Микетти в 1923 г., легли ее рассказы. К числу других значительных произведений этого периода относятся романы «Голуби и ястребы» (1912) и «Тростник на ветру» (1913). По мнению большинства критиков, кульминацией реалистического периода в ее творчестве стал роман «Мать» (1920). После этого романа ее манера претерпевает существенные изменения. Писательница преодолевает ранний пессимизм, увлекшись идеей искупления через любовь. К таким произведениям относятся «Секрет одинокого человека» (1921) и «Бог живых» (1922). Нобелевская премия по литературе (1926, «за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь ее родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом»).
19.02.2011 Мартыненко Ольга
Спустя несколько месяцев после получения Нобелевской премии у Д. была обнаружена злокачественная опухоль в груди. Писательница продолжала упорно работать еще девять лет; скончалась она от рака 16 августа 1936 г. в Риме.