китайский ученый-даос традиции «нэй дань», медик, правовед, знаток стратегии, астрономии, географии, один из крупнейших теоретиков «внутренней алхимии». Считается наряду с Лю Хайчанем создателем южнодаосской школы золота и киновари. С раннего возраста увлекался конфуцианской и буддийской литературой, был сторонником идеи «единства трех учений». Сдал императорский экзамен и получил высшую степень цзиньши. При неизвестных обстоятельствах был сослан в 1064 г. в Гуйлинь, где увлекся даосизмом. После этого в 1067 г. оставил службу и путешествовал по городам Яньань, Тяньшуй, Линьфэнь и Чжэндин. В 1069 г. переехал в Чэнду и с 1075 г. жил уединенно в горах в современной провинции Шэньси. Занимался разработкой внутренней алхимии. Примерно в 1079 г. переехал в область Шу (ныне провинция Сычуань), где и скончался.
Был сторонником «единства трех учений» («сань цзяо»). Главным трудом ученого является «У чжэнь пянь» («Главы о прозрении истины», 1075), который стал основополагающим трудом вероучения и религиозной практики последователей даосизма. Это сочинение закрепило традицию использования «внешнеалхимических» терминов для описания операций с «внутренними» материалами, предпринимавшихся с целью развития «бессмертного зародыша» (или «внутренней пилюли») в теле адепта. «У чжэнь пянь» стал одним из авторитетнейших текстов «высокой» традиции «внутренней» алхимии, существенно повлиявшим на построения ее последующих теоретиков – Бо Юйчаня, Ли Даочуня и др. В XIV-XV вв. Чжан Бодуань был признан патриархом т. н. «южного течения школы Цюаньчжэнь», которое в отличие от северного течения признавало необязательным уход от мира для «внутреннеалхимического» самосовершенствования. Помимо «У чжэн пянь», в «Дао цзан» вошли еще два его сочинения. До сих пор упражнения внутренней алхимии активно используются в гимнастике ци-гун, авторитеты которой называют «Главы о прозрении истины» в качестве классического труда по ци-гун.