Досье личности

Ценность: 1,857 (14)

Симпатия: 2 (14)

дата обновления - 2018-04-02

просмотров - 4

ЧЖАН Бинлинь

Другое имя: Чжан Тайянь

Имя латиницей: Zhang Binglin; Zhang Taiyan

Пол: мужской

Дата рождения: 12.01.1869

Место рождения: уезд Юйхан, провинция Чжэцзян, Китай

Дата смерти: 14.06.1936 Возраст (67)

Место смерти: Сучжоу, провинция Цзянсу, Китай

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Змея

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: журналист, знание, наука, оппозиционер, педагог, политика, публицист, редактор, реформатор, философ.

Anno: 1920

ЧЖАН Бинлинь

китайский философ, филолог и просветитель, деятель революционного движения. После «Синьхайской революции», свергнувшей последнюю императорскую династию Цин, перешел на консервативные позиции. Идеолог китайского национализма, составитель первой систематической этимологии китайских иероглифов, занимался исторической фонологией китайского языка, создатель фонетической стенографии, которая легла в основу чжуиня. Один из первых пропагандистов социологии в Китае.

В 16-ть лет попытался сдать уездные экзамены, но заболел и обратился к даосским трактатам «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». После смерти отца поступил в обучение к Юй Юэ – редактору Академии Ханьлинь. В 1890-1893 гг. написал свою первую работу – «Комментарий к классическим книгам», в которой давал пояснения о произношении и значении иероглифов, составляющих древнейшие части конфуцианского канона. На его метод комментирования влияние оказали историко-филологические труды Кан Ювэя. В 1895 г. вступил в Общество усиления государства, основанное Кан Ювэем, а в 1896 г. Лян Цичао пригласил его сотрудничать в журнале «Современные задачи». В 1897 г. вернулся в Ханчжоу, на жизнь зарабатывал писанием статей сразу для трех периодических изданий. В политическом отношении он испытал разочарование в конфуцианстве и стал переходить на позиции легизма.

В период «ста дней реформ» жил в Шанхае, сотрудничая в журналах и редактируя переводы на китайский язык Г. Спенсера. После разгрома реформаторского движения осенью 1898 г. попал в проскрипционные списки и принял приглашение японских властей переехать на Тайвань. На Тайване устроился в редакцию газеты «Жи жи синьбао». В июне 1899 г. переехал в Иокогаму (Япония). Здесь он напечатал несколько стихотворений и две большие статьи, в т. ч. «О микробах». В Иокогаме произошло его первое знакомство с Сунь Ятсеном, однако в автобиографии он писал об этом очень сдержанно, указывая, что в тот раз взаимопонимания они не нашли. Прожив в Японии три месяца, в сентябре 1899 г. возвратился в Шанхай.

В августе 1902 г. в Шанхае вышла «Социология» Касимото Номуры в его переводе. Это было первое переводное сочинение по социологии, опубликованное в Китае. 12 и 13 июня 1903 г. в газете «Су бао» вышла статья «Опровергаю критику революции», написанная Чжан Бинлинем и его коллегами. За статью был приговорен к пожизненному заключению, но вскоре дело было пересмотрено и он получил три года каторжных работ. После заключения был принят в ряды «Тунмэнхуэя» и стал главным редактором журнала «Минь бао». В своих статьях полемизировал с последователями Кан Ювэя и Лян Цичао. В октябре 1908 г. японские власти закрыли журнал «Минь бао» за публикацию статьи, оправдывающей индивидуальный террор. После начала «Синьхайской революции» вернулся на родину, в 1911-1913 гг. поддерживал Юань Шикая. После провозглашения независимости Монголии 25 ноября в Пекине создал Союз коренных реформ. Вскоре снова был арестован и три года провел под домашним арестом в храме «Лунцюаньсы». В 1914 г. вернулся к преподавательской деятельности на Курсах национальных наук, ему разрешили выходить из дома, не позволяя только покидать столицу. В мае 1916 г. предпринял неудачную попытку побега. В марте 1917 г. основал Общество древних наук Азии, которое в сентябре выпустило установочный номер журнала «Великая Азия» сразу на китайском, японском и английском языках. В 1920-30-е гг. активно занимался научно-просветительской деятельностью.

Афоризмы (1)
Медиа (0)
Связи (7)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх