грузинский писатель. В 1839 г. определили во Владикавказское духовное училище, затем он перешел в Тифлисскую духовную семинарию и окончил ее в 1851 г. Живя среди осетинского населения Северного Кавказа, с детства свободно владел осетинским языком. Знание осетинского языка пригодились ему: по окончании семинарии в 1851 г. он получил место преподавателя осетинского языка в Ставропольской духовной семинарии, а спустя четыре года перевелся в Тифлисскую духовную семинарию, где он также преподавал осетинский язык. Одновременно он служил в духовном ведомстве, в Синодальной конторе. Здесь он главным образом занимался переводами: переводил на осетинский язык церковные книги. Составил русско-осетинский словарь, и до настоящего времени не потерявший своего значения. Тяжелые условия жизни надломили здоровье писателя, он заболел туберкулезом и умер.
Известен как автор одной повести «Сурамская Крепость». Эта повесть впервые была опубликована в журнале «Цискари» в 1858 г. Появление этой повести, открыто обличавшей крепостнические порядки, вызвало негодование в кругах дворян-крепостников. Они начали преследовать и травить автора, – в том же журнале «Цискари» были помещены статьи, в которых автора обвиняли в клевете и пытались опровергнуть его утверждение о нестерпимой жестокости крепостного режима. Однако ни преследования, ни прямая клевета не смогли помешать популярности «Сурамской крепости», – грузинский читатель полюбил эту книгу. Нашлись сторонники автора и в литературной среде. В журнале «Цискари» Акакий Церетели, тогда еще молодой поэт, посвятил восторженное стихотворение Даниелу Чонкадзе, в котором он воспел его как смелого борца против социальной несправедливости.