возлюбленная Бетховена. Брала у него уроки игры на фортепиано. Была превосходной музыкантшей, с детства публично выступала в Венгрии. В 1806 г. Бетховен гостил у Брунсвиков в Мартонвашаре, там они и полюбили друг друга. В мае 1806 г. стала невестой композитора, получив на это согласие брата. Но брак так и не состоялся. В 1808 г. в Швейцарии познакомилась с Песталоцци, известным швейцарским педагогом, первым организатором детских приютов, воспитательных заведений. Всецело посвятила себя педагогике. Работала в детских благотворительных учреждениях Венгрии, создав целую сеть детских садов и яслях для обездоленных.
Досье личности
БРУНСВИК Тереза
Имя латиницей: Brunsvik Tereza
Пол: женский
Дата рождения: 00.00.1774
Место рождения: Австро-Венгрия
Дата смерти: 00.00.1861 Возраст (87)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Лошадь
География: АВСТРИЯ, АВСТРО-ВЕНГРИЯ, ВЕНГРИЯ.
Ключевые слова: любовь, меценат, музыка, педагог, семья.
Anno: 1806
Тереза БРУНСВИК
- БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827) (Тереза БРУНСВИК была невестой и возлюбленной Людвига БЕТХОВЕНА)
- ГВИЧЧАРДИ Джульетта (1782 - 1856)
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
«Еще лежа в постели, я был полон мыслей о тебе, моя бессмертная возлюбленная, то радостных, то опять грустных… О Боже, почему надо расставаться, когда любишь друг друга? А между тем моя жизнь в Вене теперь хлопотлива – твоя любовь сделала меня одновременно счастливейшим и несчастнейшим из людей… Какая тоска и слезы по тебе – тебе – тебе – моя жизнь – моя все!»
Это письмо было найдено на следующий день после смерти Бетховена – в потайном ящике старого платяного шкафа вместе с портретом Терезы Брунсвик и некоторыми документами композитора. Именно это письмо, не имеющее адресата, вызвало много споров и догадок исследователей. Почему послание находилось у автора? Не было отправлено или просто возвращено адресатом? И к кому обращено?
Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных аристократок, и эти увлечения доставляли ему много страданий. Письмо к «бессмертной возлюбленной», кому бы ни было оно адресовано, обращено к женщине иного склада: оно пронизано уверенностью во взаимной любви и свидетельствует о том, что отношения между любящими возникли задолго до написания письма.
…Бетховен сблизился с Брунсвиками в Вене между 1796-1799 годами. Однажды весной двадцатипятилетняя Тереза приехала с матерью и младшей сестрой из венгерского фамильного имения в Вену и в течение шестнадцати дней брала уроки фортепианной игры у Бетховена.
Он остался доволен своей ученицей: она была превосходная музыкантша и с детства публично выступала в Венгрии. Композитор сдружился также с ее братом Францем. Бетховен даже несколько раз приезжал к Брунсвикам, где его принимали как близкого человека.
До поры до времени Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена. Поначалу тот увлекался ее кузиной Джульеттой Гвиччарди, затем ее родной сестрой Жозефиной, от которой, по мнению исследователей, у композитора была дочь Минона, рожденная уже в 1813 году.
А Тереза… «Она уже давно любила Бетховена, еще с тех пор, когда маленькой девочкой брала у него уроки игры на фортепиано, в первую пору его пребывания в Вене… В 1806 году он гостил у них в Мартонвашаре, в Венгрии, и там-то они и полюбили друг друга», – уточняет Ромен Роллан.
Прошло время, и композитор словно другими глазами посмотрел на эту женщину, имевшую родственную ему душу.
«Как-то раз вечером, в воскресенье после ужина, – описывала Тереза те счастливые дни в своем дневнике, – Бетховен при лунном свете сел за рояль… Медленно, с какой-то таинственностью и торжественностью, стал играть «Арию» Себастьяна Баха: «Если хочешь сердце мне свое отдать, пусть меж нами это будет тайной…» Утром следующего дня мы встретились в парке. Он сказал мне: «Я сейчас пишу оперу… Всюду свет, чистота, ясность. До сих пор я был словно ребенок из волшебной сказки, который собирает камушки на дороге и не видит великолепного цветка, что расцвел рядом…» В мае 1806 года я стала невестой Бетховена, имея согласие лишь моего горячо любимого брата Франца».
«Какая загадочная причина, – пытается добраться до истины Р. Роллан, – помешала счастью этих двух существ, которые так любили друг друга? Быть может, недостаток средств, различие в общественном положении. Быть может, Бетховен взбунтовался, уязвленный слишком длительным ожиданием, к которому его принуждали, и унизительной необходимостью бесконечно скрывать свою любовь. Быть может, он – человек порывистый, больной, нелюдимый, – сам того не желая, мучил свою возлюбленную и мучился сам. Союз их был разорван, но, должно быть, ни он, ни она никогда не могли забыть этой любви».
Близкие люди Терезы считали, что брак не состоялся из-за нерешительности композитора. Но вполне допустимо, что препятствием явилось и противодействие аристократической семьи Терезы.
Обладая глубокой и страстной натурой, Тереза мечтала о высоком предназначении. До 1806 года она выступала в светском обществе и славилась в венгерских салонах музыкальным талантом, прекрасной игрой, голосом и декламацией; одно время даже руководила оркестром. Но успехи светской дилетантки ее не удовлетворяли, она хотела большего. Ее личная жизнь сложилась неудачно: она так и не вышла замуж, хотя очень хотела иметь семью, – то ли не встретила достойного человека, то ли помешал физический недостаток: из-за искривления позвоночника девушка слегка горбилась.
В 1808 году Тереза осознала свое призвание. В Швейцарии она познакомилась с Песталоцци, известным швейцарским педагогом, первым организатором детских приютов, воспитательных заведений и интернатов для учителей. Она хорошо описала в своих воспоминаниях «маленького человечка, невыразимо безобразного, но обладающего небесной добротой, гигантской энергией и возвышающегося над всем вульгарным».
В течение нескольких лет после этого она жила в имении сестры Жозефины, где воспитывала четырех ее детей, а потом всецело посвятила себя педагогике. До самой смерти (она умерла в 1861 году, в возрасте восьмидесяти шести лет) Тереза работала в детских благотворительных учреждениях Венгрии, создав целую сеть детских садов и яслей для обездоленных ребятишек.
…Под портретом Терезы, подаренным ею Бетховену, было написано:
«Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку. Тереза Брунсвик».
«В последний год жизни Бетховена один близкий друг застал его с этим портретом в руках, он плакал, целовал его и по своей привычке говорил вслух: «Ты была так прекрасна, так великодушна, словно ангел!» Друг тихонько удалился; вернувшись спустя некоторое время, он увидел Бетховена за фортепиано и сказал ему: «Сегодня, друг мой, в лице вашем нет решительно ничего демонического». Бетховен ответил: «Это потому, что меня навестил сегодня мой добрый ангел» (Р. Роллан).
http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/tereza-brunsvik/
- БАЛАТКА Ганс
- БАЛЬТСА Агнес
- БАР Герман
- БАР-МИЛЬДЕНБУРГ Анна
- БАРАНИ Роберт
- БАРВИНСКИЙ Александр Григорьевич
- БАУМАН Оскар
- БАУМКИРХЕР Андреас
- БАУЭР Отто
- БАУЭР Франц Мартынович
- БАУЭРНФЕЛЬД Эдуард
- БАХМАН Ингеборг
- БЕЗЕНДОРФЕР Игнац
- БЕЙСТ Фридрих Фердинанд фон
- БЕК Карл
- БЕК Курт В.
- БЕК Макс Владимир фон
- БЕККЕ Фридрих
- БЕЛЛАК Леопольд
- БЕЛЬКРЕДИ Рихард фон
- БЕМ Карл
- БЕМ Карлхайнц
- БЕМ Франц
- БЕМ-БАВЕРК Эйген
- БЕНАЦКИ Ральф
- БЕНЕДЕК Людвиг Август
- БЕР Иоганн
- БЕРГ Альбан
- БЕРГЕР Теодор
- БЕРГЕР Хельмут
- БЕРГМАНН Густав
- БЕРНАРДЕН ДЕ СЕН-ПЬЕР Жак Анри
- БЕРНХАРД Томас
- БЕРТАЛАНФИ Людвиг фон
- БЕТТАУЭР Гуго Максимилиан
- БЕТТЕЛХАЙМ Бруно
- БЕХАЙМ Михаил
- БЕХЕР Ульрих
- БИЕЛА Вильгельм фон
- БИНЕРТ-ШМЕРЛИНГ Рихард фон
- БЛААС Карл фон
- БЛААС Юлиус де
- БЛАУ Мариетта
- БЛАУКОПФ Курт
- БЛЕЙХШТЕЙНЕР Роберт
- БЛУМАУЭР Алоис
- БОДАНЦКИ Артур
- БОЛЬЦМАН Людвиг
- БОРТКЕВИЧ Сергей Эдуардович
- БОСС Медард
- БРАЙНИН Борис Львович
- БРАНДАУЭР Клаус Мария
- БРАНДВАЙНЕР Генрих
- БРАНДТ Марианна
- БРАУН Феликс
- БРАУНШВЕЙГСКИЙ Карл Вильгельм Фердинанд
- БРЕЙЕР Джозеф
- БРЕЙСКИЙ Вальтер
- БРЕННЕР Лео
- БРОД Макс
- БРОЙДО Марк Исаевич
- БРОУН Максимилиан Улисс
- БРОХ Герман
- БРУКЕНТАЛЬ Самуэль фон