французский историк и этнограф, выдающийся деятель эпохи Просвещения, автор сочинений «Письма о состоянии города Геркуланума», «История навигаций в Южные земли», «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», «Трактат о механическом образовании языков и физических принципах этимологии». Родился в семье крупных землевладельцев, окончил иезуитский коллеж и факультет права Дижонского университета, изучал право и историю, в 1739 г. совершил путешествие в Италию, был советником (с 1730) и президентом (с 1741 г. и до самой смерти) Дижонского парламента. Участвовал в написании «Энциклопедии» Дени Дидро, испытал влияние Джона Локка и Дэвида Юма. Конец его жизни был отравлен ссорой с Вольтером, начавшейся из-за ничтожного повода, в которой обе стороны участвовали с ожесточением, и которая помешала историку попасть в члены Французской академии. Он является одним из основоположников теории фетишизма в изучении религии. В сочинении, посвященном римскому историку Гаю Саллюстию Криспу, он описывал древнегреческую и древнеримскую религии (1754). Его крупнейшая работа – «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» (1760). В ней он утверждал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Подталкиваемый страхом и предполагаемым существованием невидимых сил, фетишист объединяет противоположное: присоединяет невидимую силу к видимому объекту, не различая в своем эмоциональном состоянии материальный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил. Он указывал на значительное распространение у древних народов и ряда современных племен культа поклонения животным или неодушевленным существам. Исходя из этого тезиса, ученый предлагает классифицировать религии по двум типам культов фетишей: «Известно, что среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества, в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звезды». Он выдвигает важный тезис об историческом характере «религии фетишизма». Являясь одной из древнейших форм развития религии в целом, фетишизм становился в дальнейшем ее неотъемлемой частью. Рудименты фетишистских воззрений, по мнению историка, могут быть обнаружены при изучении мифологии соответствующей религиозной традиции и иного культурного материала. В труде «Трактат о механическом образовании языков и физических принципах этимологии» (1765) он отмечал историческое развитие сознания, состоящее в переходе от чувственного восприятия предметов к отвлеченному мышлению, предполагая в связи с этим и историческое развитие представления о Боге. Особенности исторической атмосферы XVIII в. и представлений о развитии научной мысли привели к определенной ограниченности его взглядов, который исключил, например, стадию фетишизма из развития иудаизма и христианства. Его вкладом в развитие религиоведения и других гуманитарных наук является дальнейшая разработка и углубление исторического и компаративистского (сравнительного) методов исследования. Согласно историческому подходу, религия рассматривается как изменяющийся (в отдельных аспектах) во времени феномен, обладающий определенными закономерностями развития, объединяющими его с другими религиозными традициями. Сравнительный подход позволил ему выявить общие черты в распространении фетишистских воззрений у древних и современных народов и обнаружить специфические этнокультурные отличия. Немецкий историк религии Христофор Майнерс экстраполировал концепцию фетишизма де Бросса на все древние религии. На сегодняшний день его работы имеют в основном историографическое значение.
Досье личности
БРОСС Шарль де
Имя латиницей: Brosses Charles de
Пол: мужской
Дата рождения: 07.02.1709
Место рождения: Дижон, Франция
Дата смерти: 07.05.1777 Возраст (68)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Бык
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, этнограф.
Anno: 1741