величайший голландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-1553), работал в Антверпене и с 1563 г. – в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, он с наибольшей силой и полнотой отразил в своем творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской революции. Он черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественный исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). Главный герой его искусства – народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах он выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирически нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, – Художественный исторический музей, Вена) с середины 1560-х гг. он перешел к обобщенным картинам крестьянской жизни и пейзажам. Он показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» – Художественный исторический музей, Вена); к национальным реалистическим пейзажам относятся – «Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» – Художественный исторический музей, Вена; «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все – 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор вызвал у него настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагичных образах («Слепые», 1568, Национального музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Досье личности
БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший
Другое имя: Брегел Питер Старший
Имя латиницей: Bruegel Pieter the Elder
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.1525
Место рождения: Бреда, Голландия
Дата смерти: 05.09.1569 Возраст (44)
Место смерти: Брюссель, Бельгия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, художник.
Anno: 1560
Питер Старший БРЕЙГЕЛЬ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- ДЕКАРТ Рене
- РУБЕНС Питер Пауль
- РЕМБРАНДТ
- ГЮЙГЕНС Христиан
- СПИНОЗА Бенедикт
- БОСХ Иеронимус
- ВАН ДЕЙК Антонис
- ЛОРЕНЦ Хендрик Антон
- ВАН ГОГ Винсент
- СТЕНО Николаус
- ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
- РЕМБО Артюр
- КАРЛ II Стюарт
- КАМЕРЛИНГ-ОННЕС Хейке
- ЛЕВЕНГУК Антони ван
- `т ХООФТ Герардус
- АЙТМАТОВ Чингиз Торекулович
- СКАЛИГЕР Жозеф Жюст
- ВАНТ-ГОФФ Якоб Хендрик
- ВАН ХОВ Леон
- МАТА ХАРИ
- ВИЛЬГЕЛЬМ I ОРАНСКИЙ
- БЕЙЛЬ Пьер
- БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший
- МАНДЕВИЛЬ Бернард
- ЭШЕР Мауриц Корнелис
- КОМЕНСКИЙ Ян Амос
- АДРИАН VI
- ЗЕЕМАН Питер
- ВЕРМЕЕР Ян
- ФОККЕР Антони Герман Герард
- АЛЬМА-ТАДЕМА Лоуренс
- АННА ПАВЛОВНА
- АКОСТА Уриель
- ФИЛИПП II Габсбург
- ТИММАН Ян
- ЭРЕНФЕСТ Пауль
- КОКСТЕР Харольд Скотт Макдональд
- ХАУЭР Рутгер
- БЛАНКЕРС-КУН Фанни
- ВЕЛЬТМАН Мартинус
- ГУЛЛИТ Дил Рууд
- РИЧАРД III Йорк
- ГААЗ Вандер Иоханес де
- БЛААУ Адриан
- СЛЕЙТЕРС Ян
- ДОЙТЕКОМ Кристина
- КРУИФФ Йохан
- НЕЙРАТ Отто
- КОЛХАС Рем
- АППЕЛЬ Карел
- АРМИНИЙ Якоб
- СТИЛТЬЕС Томас Иоаннес
- ДЕТЕРДИНГ Генри
- ИНГЕНХАУЗ Ян
- КООПМАНС Тьяллинг Чарлз
- ФОККЕР Адриан Даниэль
- ВЕРЕШ Маришка
- ЛЮДОВИК II ГОЛЛАНДСКИЙ
- ВАН ЭЙК Ян
- ГРОЦИЙ
- НАССАУ-ЗИГЕНСКИЙ Иоганн Мориц
- КЕЙПЕРС Андре
- НИББРИГ Фердинанд Гарт