величайший голландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-1553), работал в Антверпене и с 1563 г. – в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, он с наибольшей силой и полнотой отразил в своем творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской революции. Он черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественный исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). Главный герой его искусства – народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах он выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирически нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, – Художественный исторический музей, Вена) с середины 1560-х гг. он перешел к обобщенным картинам крестьянской жизни и пейзажам. Он показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» – Художественный исторический музей, Вена); к национальным реалистическим пейзажам относятся – «Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» – Художественный исторический музей, Вена; «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все – 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор вызвал у него настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагичных образах («Слепые», 1568, Национального музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Досье личности
БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший
Другое имя: Брегел Питер Старший
Имя латиницей: Bruegel Pieter the Elder
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.1525
Место рождения: Бреда, Голландия
Дата смерти: 05.09.1569 Возраст (44)
Место смерти: Брюссель, Бельгия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, художник.
Anno: 1560
Питер Старший БРЕЙГЕЛЬ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- ГУФФЕНС Годфрид
- ГРИГОРИЙ X
- СТАС Жан Серве
- ДЮВ Кристиан де
- РОПС Фелисьен
- ТУССЕЛЬ Жан
- РАНКЕН Жюль
- ДЕЛИНЬ Пьер
- ДЕ ВИНН Франк
- АУДЕНАРДЕ Роберт ван
- ЛЕЙКС Франс
- ПОРТЕЛЬ Жан-Франсуа
- НЕВ Альберт Августович
- БУРГЕЙН Жан
- ДЕЛЬВО Андре
- ФРИМОТ Дирк Драйс Дэвид Дамиан
- БОДУЭН (король Бельгии)
- РОМПЕЙ Херман Ван
- ВЕЛДЕ Хенри Клеменс ван де
- ЛЕОПОЛЬД II (король Бельгии)
- МЕРСЬЕ Дезире
- ПАПИ Жорж
- РЭЙ Жан (писатель)
- МАЛУ Жюль
- ДЮВЬЕСАР Жан
- МАРТЕНС Вилфрид
- ФОЛИ Франсуа Жак Филипп
- ДЕСТРЕ Жюль
- ЕЛИЗАВЕТА БАВАРСКАЯ (Бельгия)
- ЭНПЕН Луи
- КОБЕРГЕР Венцеслас
- ДЕЗИДЕРИЙ (король лангобардов)
- БЕЕРНАРТ Огюст
- СПААК Поль Анри
- СТЭНЛИ Генри Мортон
- ТИРИ Марсель
- ЛЛОЙД Генри
- КИНЕ Фернан
- МАГРИТТ Рене
- МАЗЕРЕЛЬ Франс
- ФОЛЬЕН Жозеф
- ЛЕФЕВР Теодор
- АБСИЛЬ Жан
- ВАН-ГАССЕЛЬТ Андре Анри Констант
- АБРАМОВИЧ Рафаил
- ПЬЕРАР Луи
- АЛЕКСАНДР (Немоловский)
- СНАЙЕРС Питер
- ХАХТ Виллем ванн
- ШМИТТ Эрик-Эммануэль
- ФАБИОЛА
- МЕРЛЕН Жан-Жозеф
- ДИ РУПО Элио
- БОРДЕ Жюль
- ВРАНКС Себастьян
- ГРАММ Зеноб Теофиль
- ХЕЙМАНС Корней Жан Франсуа
- КЛАУС Хюго
- ЛЕЙС Хендрик
- ЛЕМЕТР Жорж
- РЕКЛЮ Жан Жак Элизе
- ГУРЕВИЧ Анатолий Маркович
- КЛЯЧКО Юрий-Юстин Аркадьевич
- ВАНДЕНПЕРЕБОМ Жюль