величайший голландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-1553), работал в Антверпене и с 1563 г. – в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, он с наибольшей силой и полнотой отразил в своем творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской революции. Он черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественный исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). Главный герой его искусства – народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах он выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирически нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, – Художественный исторический музей, Вена) с середины 1560-х гг. он перешел к обобщенным картинам крестьянской жизни и пейзажам. Он показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» – Художественный исторический музей, Вена); к национальным реалистическим пейзажам относятся – «Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» – Художественный исторический музей, Вена; «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все – 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор вызвал у него настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагичных образах («Слепые», 1568, Национального музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Досье личности
БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший
Другое имя: Брегел Питер Старший
Имя латиницей: Bruegel Pieter the Elder
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.1525
Место рождения: Бреда, Голландия
Дата смерти: 05.09.1569 Возраст (44)
Место смерти: Брюссель, Бельгия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, художник.
Anno: 1560
Питер Старший БРЕЙГЕЛЬ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- ЛЕБУРТОН Эдмон
- ЭЙСКЕНС Марк
- МАРСО Фелисьен
- ЖИЛЬСОН Поль
- ДЕМУЛЕН Альфонс
- ГРИЗАР Альбер
- АКЕН Пит ван
- ЗИЛЕНС Лоде
- ЖИГО Филипп
- ПОТ Марсель
- ЛЕТЕРМ Ив
- СОЛОНЕВИЧ Борис Лукьянович
- БУКСЕР Франк
- ВАЛЬ Ян де
- ВЕРЛА Мишель Мари Шарль
- КНОПФ Фернан
- КОКС Гонзалес
- КУК ВАН АЛЬСТ Питер
- ЛЕММЕН Жорж
- МЕЛЕНЕР Питер
- НОЛЬФ Пьер
- АНДРЕ Франц
- ГООССЕНС Эжен (отец)
- ГООССЕНС Эжен (сын)
- МУФФ Шанталь
- ФИЛИПП (король Бельгии)
- БРАУТ Роберт
- КРОММЕЛИНК Фернан
- МЕНЬЕ Константен Эмиль
- ВАППЕРС Густав
- РУГЕ Арнольд
- АРТЕВЕЛЬДЕ Якоб ван
- АСТРИД
- БЕЙССЕ Сирил
- БЕНЕДЕН Пьер Жозеф ван
- БРЕМЕР Фредерик Гастон Николас
- БОСМАНС Анри
- ВЕНДЕЛИН Готфрид
- ВАЛСХАП Герард
- ВУСТЕЙНЕ Карел ван де
- ГАРНИР Анри Жорж
- ГЕЛЬДЕРОД Мишель де
- ГЕВАРТ Франсуа Огюст
- СЛЮТЕР Клаус
- СОЛЬВЕ Эрнест Гастон
- СТОРК Анри
- СТРЕВЕЛС Стейн
- ФУМАРЬЕ Пауль Фредерик Йозеф
- ТАЗИЕВ Гарун
- ТЕЙРЛИНК Герман
- ТЕРБИ Франсуа Жозеф Шарль
- УЗО ДЕ ЛЕГЕ Жан Шарль
- ФЕТИС Франсуа Жозеф
- ХЕДАЯТ Садег
- ЭЛЛЕНС Франц
- БУРЖУА Виктор
- ДАНДЕЛЕН Жерминаль Пьер
- ДЕ РУА Феликс
- ДЕЛЬПОРТ Эжен Жозеф
- ДЕЛЬВО Поль
- ДЕКРОЛИ Овид
- ДОЛЛО Луи
- ЗУППЕ Франц фон
- КАРЕМ Морис