Имя латиницей: Bozhovich Viktor Il`ich
Пол: мужской
Дата
рождения:
22.04.1931
Возраст
(93)
Место рождения: Москва, Россия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Коза
География:
РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова:
знание, искусство, кино, критик.
Anno: 1969
Виктор Ильич БОЖОВИЧ
российский киновед. В 1955 г. окончил филологический факультет ЛГУ. Кандидат искусствоведения (1962). Работал старшим научным сотрудником Института истории искусств (ныне – Государственный институт искусствознания). Публиковался в сборниках «Мир искусств», «Западное искусство и ХХ в.», «Экран» и др.; в журналах «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Советский экран», «Дружба народов» и др.; в газетах «Экран и сцена», «Советская культура», «Известия». Автор книг «Творчество Жака Фейдера» (1965), «Современные западные кинорежиссеры» (1972), «Жан Габен» (1982), «Рене Клер» (1985) и др. Автор вступительных статей к сборникам «И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью» (1969, под. псевд. Б. Чижов), «Жак Тати» (1977, составитель). Переводчик книг, в т. ч. А. Базен «Что такое кино?» (1972, т. 1). С 1998 г. – автор и ведущий программы «Кино вчера и сегодня» (канал «Культура»).
-
С. И. Юткевич. Кино. - Москва, Советская энциклопедия, 1986
19.02.2011 Мартыненко Ольга
Об оценке творчества:
Вклад Виктора Божовича в развитие отечественной киномысли был бы огромен даже в том случае, если бы ограничивался одним только переводом и публикацией (впервые в СССР) книги Андре Базена "Что такое кино?". Однако и сам В. Б. — фигура принципиально важная, хранитель живой академической традиции, способный на крупномасштабную искусствоведческую рефлексию и неподвластный модным теоретическим искусам.
Как теоретик, В. Б. изучает взаимодействие и взаимовлияние искусств, становление самосознания кинематографа. Развивая мысль Базена о мифе тотального реализма как "отце" кинематографа, он обогащает представление о корнях киноискусства, которые обнаруживает в разнообразных проявлениях европейской (прежде всего французской) культуры девятнадцатого века: от бульварного романа до прозы Пруста.
В многочисленных книгах В. Б., насыщенных громадным энциклопедическим материалом, выстроенных как изящные, но прочные конструкции, не сразу замечаешь россыпь тонких и удивительно точных наблюдений, каждое из которых, в сущности, "тянет" на отдельную книгу.
Как просветитель, В. Б. на протяжении десятилетий знакомит читателей с Рене Клером, Жаком Фейдером, Жаком Тати, Ингмаром Бергманом, Лукино Висконти, создавая их блистательные портреты, составляя сборники об их творчестве, переводя их труды и не жертвуя ради доступности высоким интеллектуальным уровнем даже в брошюрах.
Как критик, В. Б. оценивает явления современного кинематографа по "гамбургскому счету", неизменно размышляя о причастности того или иного художника к саморазвитию киноязыка. Соображения о "сверхтекстуальности" и философском аспекте кинематографа Киры Муратовой, муляжности американских фильмов Андрея Кончаловского или об антиинтеллектуализме Андрея Тарковского обязаны острой критической наблюдательности критика и фундаментальным знаниям ученого.
Михаил Трофименков
Нина Цыркун