русский композитор. По происхождению украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769-1779 гг. жил за границей. В Италии были поставлены его оперы: «Креонт» (в оригинале «Антигона», 1771, Венеция), «Алкид» (1778, Венеция), «Квинт Фабий» (1779, Модена). С 1779 г. капельмейстер, с 1796 г. директор Придворной певческой капеллы. С его деятельностью связан расцвет капеллы. Ему принадлежат три оперы на французские тексты: «Праздник сеньора» (1786, Павловск), «Сокол» (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них – «Сын соперник, или Современная Стратоника» (1787, Павловск). Выдающийся мастер хорового письма, он вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и др. Его камерно-инструментальные произведения, среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796) – первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.
Досье личности
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович
Имя латиницей: Bortnyanskij Dmitrij Stepanovich
Пол: мужской
Дата рождения: 12.08.1751
Место рождения: Глухов, Сумская область, Украина
Дата смерти: 10.10.1825 Возраст (74)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Лев
По восточному: Коза
Ключевые слова: искусство, композитор, музыка.
Anno: 1771
Дмитрий Степанович БОРТНЯНСКИЙ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание