русский и украинский живописец, портретист. До 1788 г. жил в Миргороде, учился у отца и дяди – иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом еще близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конце 1788 г. – в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 г. занимался у И. Б. Лампи. На его мировоззрение и эстетические взгляды оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», ок. 1795 – оба в Третьяковской галерее). За портреты в 1795 г. получил звание академика, а в 1802 г. – советника Петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в его портретах находят яркое выражение черты сентиментализма. Он разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блеклый колорит, легкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Он пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевен, 1795, Русский музей) в легком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала XIX в. – Русский музей) он изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала XIX в. в его работах (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-1802, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится все более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) – энергичной и четкой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Досье личности
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич
Другое имя: Боровик Владимир Лукич
Имя латиницей: Borovikovskij Vladimir Lukich
Пол: мужской
Дата рождения: 04.08.1757
Место рождения: Миргород, Россия
Дата смерти: 18.04.1825 Возраст (67)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Лев
По восточному: Бык
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, УКРАИНА.
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1794
Владимир Лукич БОРОВИКОВСКИЙ
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ДАЛИ Сальвадор
- ПИКАССО Пабло
- МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
- РУБЕНС Питер Пауль
- ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич
- БОТТИЧЕЛЛИ Сандро
- РЕМБРАНДТ
- НЕРСЕСЯН Стефан
- ГОЙЯ Франциско
- ПРИМАЧЕНКО Мария Авксентьевна
- КУИНДЖИ Архип Иванович
- КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
- ФУКС Эдуард
- ШАГАЛ Марк Захарович
- ОВНАТАНЯН Овнатан
- ОВНАТАНЯН Акоп
- СЕЗАНН Поль
- КРАНАХ Лукас Старший
- ДЖЕНТИЛЕСКИ Артемизия
- ДЮРЕР Альбрехт
- БОСХ Иеронимус
- ВАН ДЕЙК Антонис
- РЕНУАР Пьер Огюст
- БРЮЛЛОВ Карл Павлович
- ОВНАТАНЯН Мкртум
- ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
- ВАН ГОГ Винсент
- СИСЛЕЙ Альфред
- МОРЗЕ Сэмюэл
- ТИЦИАН
- КОКТО Жан
- ЭРИВАНИ Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы
- ВАТТО Антуан
- АНДРЕЙ РУБЛЕВ
- РЕРИХ Николай Константинович
- АРЦЕУЛОВ Константин Константинович
- ГОГЕН Поль
- ДЖОРДАНО Лука
- БЕРНИНИ Джованни Лоренцо
- КАРАВАДЖО
- ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович
- НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич
- АДАБАШЬЯН Александр Артемович
- АДАМСОН Джой
- МОРРИС Уильям
- МОДИЛЬЯНИ Амедео
- РЕПИН Илья Ефимович
- МУРАДЯН Саркис Мамбреевич
- КЛИМТ Густав
- БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна
- ТАГИЕВ Таги Азиз-Ага оглы
- ДАВИД Жак Луи
- НАВВАБ Мир Мохсун
- МАНЕ Эдуард
- ГРАСС Гюнтер
- СЕРОВ Валентин Александрович
- ЛЕВИТАН Исаак Ильич
- ХАЛЫКОВ Газанфар Алекпер оглы