российский живописец-пейзажист Серебряного века, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933). В 1880 г. поступил в классическую гимназию, а с 1881 г. воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 гг. в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1890 г. ездил на этюды на Волгу, в 1897 г. вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на него произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Беклина. Начиная с 1900 г., выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 г. вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 г. демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году он построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни. В 1908 г. путешествовал по Германии, в 1909 г. по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 г. избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», иллюстрированная его рисунками. В 1911-1914 гг. участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912 г. выполнил самую известную свою работу – три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 г. снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 г. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В 1923 г. работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. В 1933 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936-1939 гг. работал в Тарусе. В 1941 г. оказался в оккупации, погиб в 1943 г. при бомбардировке Феодосии советской авиацией. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом). По свидетельствам современников, он был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья – художник Константин Кандауров и Максимилиан Волошин. В 1902-1903 гг. создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость»). После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Беклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина пишет т. н. «Киммерийский цикл» картин. С 1906 г., после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве художника появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 гг. («Южная страна. Пещерный город»). После путешествия в Европу, начиная с 1910 г., пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). Те же мотивы прослеживаются и в произведениях художника 1920-х и 1930-х гг. («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Его творчество прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи. В 1920-е гг. художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.
Досье личности
БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович
Имя латиницей: Bogaevskij Konstantin Fedorovich
Пол: мужской
Дата рождения: 24.01.1872
Место рождения: Феодосия, Украина
Дата смерти: 17.02.1943 Возраст (71)
Место смерти: Феодосия, Украина
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Обезьяна
Ключевые слова: живопись, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, художник.
Anno: 1907
Константин Федорович БОГАЕВСКИЙ
Константин Федорович БОГАЕВСКИЙ в фотографиях:
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817 - 1900)
- АЛЬТДОРФЕР Альбрехт (1480 - 1538)
- БЕКЛИН Арнольд (1827 - 1901)
- ВОЛОШИН Максимилиан Александрович (1877 - 1932)
- ДЮРЕР Альбрехт (1471 - 1528)
- КЛИМТ Густав (1862 - 1918)
- КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 - 1910)
- ЛОРРЕН Клод (1600 - 1682)
- МАНТЕНЬЯ Андреа (1431 - 1506)
- СЕГАНТИНИ Джованни (1858 - 1899)
- В. В. Дмитриев. Морской энциклопедический словарь. - Ленинград, Судостроение, 1991
- спецвыпуск «Крым Мьюзик Фест»
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://aivazovski.ru
- http://www.krugosvet.ru
- http://m-necropol.narod.ru
- http://gallery.crimea.ua
- ШЕПИТЬКО Лариса Ефимовна
- ШИЛОВСКАЯ Елена Сергеевна
- ШИНДЛЕР Оскар
- ШЛИМАН Генрих
- ШНАЙДЕР Роми
- ШОПЕН Фредерик Франчишек
- ШОПЕНГАУЭР Артур
- ШОУ Бернард
- ШПАЛИКОВ Геннадий Федорович
- ШТРАУС Иоганн-сын
- ШУБЕРТ Франц Петер
- ШУКШИН Василий Макарович
- ШУЛЬЖЕНКО Клавдия Ивановна
- ШУМАН Роберт Александер
- ШУСТЕР Савик
- ЩЕПКИН Михаил Семенович
- ЩУСЕВ Алексей Викторович
- ЭВАНС Артур Джон
- ЭДИСОН Томас Алва
- ЭЙЗЕНХАУЭР Дуайт Дэвид
- ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович
- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ЭЙФЕЛЬ Александр Гюстав
- ЭКО Умберто
- ЭЛИОТ Джордж
- ЭЛЬ ГРЕКО Доменико
- ЭНГЕЛЬС Фридрих
- ЭПИКУР
- ЭРАСО Каталина
- ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич
- ЭРТЕ
- ЭТТИНГЕР Роберт
- ЭШЕР Мауриц Корнелис
- ЮДИНА Мария Вениаминовна
- ЮНГ Карл Густав
- ЮСТИНИАН I
- ЮЩЕНКО Екатерина Логвиновна
- ЯБЛОНСКАЯ Татьяна Ниловна
- ЯН III СОБЕСКИЙ
- ЯНССОН Туве Марика