итальянский режиссер, драматург, поэт. Учился в Римском университете. За свою книгу стихов удостоен премии Виареджо (1962). Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Близкое знакомство с П. Пазолини позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках «Аккаттоне» (1961), а следом в стилистике своего учителя и мэтра снять первый полнометражный игровой фильм «Костлявая кума» (1962) – социологический репортаж об обитателях римского дна. В 1964 г. поставил свой второй фильм «Перед революцией», историю духовного «недовозмужания» юноши буржуазного круга с явными биографическими аллюзиями, который стал одним из ведущих фильмов молодежной итальянской контестации (протестного кино), в ее романтическом преломлении. В период контестации снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод» (1965-1966), работал над незавершенным фильмом «Канал» (1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и гнев» (1967). В вольной экранизации «Двойника» Ф. М. Достоевского – фильм «Партнер» (1968) – впрямую выявлялась как идейная двойственность главного героя (что крайне характерно для творчества Бертолуччи в целом), так и точка заката самой контестации, утрата ею доминирующего положения в итальянском кино. На рубеже 1960-70-х гг. он открыто примыкает к движению итальянского политического кино, не поступаясь при этом собственными внутренними установками. В телефильме «Стратегия паука» (1969), развернутой экранизации наброска Х. Борхеса «Тема предателя и героя», исследует природу героизма и предательства в контексте революционной борьбы. В адаптации одноименного романа А. Моравиа «Конформист» (1970), следуя висконтиевской трактовке природы фашизма («Гибель богов»), вскрывает подоплеку сотрудничества с тиранией как замещение неудовлетворенных, преимущественно сексуальных комплексов. В получившей несправедливо скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (1972) создает романтическую версию современной трагедии любви, в которой герой оказывается жертвой ложных условностей переболевшего левизной буржуазного круга. В 1976 г. снимает эпопею «Двадцатый век», программно ангажированную, снятую с левых позиций сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет который охватывает три четверти ХХ в. и которая, в свою очередь, во многом знаменовала переход итальянского кино от злободневной актуальности политического кинематографа к произведениям историко-аналитическим. После фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) надолго порывает с итальянской тематикой. После переезда в Англию начинается его «космополитический» период творчества как современного художника – гражданина мира. На материале китайской истории создает глубоко оригинальный аналог «Двадцатого века» в его азиатском преломлении – фильм «Последний император» (1987, две премии «Оскар» и «Золотой глобус»), заслуженно снискавший громкую мировую славу. Экранизацией одноименного романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом неба» («Чай в пустыне», 1990). «Маленький Будда» (1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма. После 15 лет жизни за границей снял в Италии фильм «Я танцую одна» («Ускользающая красота», 1995), своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества. Соавтор сценариев всех собственных картин.
Досье личности
БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо
Имя латиницей: Bertolucci Bernardo
Пол: мужской
Дата рождения: 16.03.1941 Возраст (83)
Место рождения: Парма, Италия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Змея
География: БАЛКАНЫ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: драматург, искусство, кино, литература, оскар, поэт, режиссер.
Anno: 1970
Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ
- БАРБИЕРИ Гато (1934 - 2016)
- БОРХЕС Хорхе Луис (1899 - 1986)
- БОУЛЗ Пол (1910 - 1999)
- БРАНДО Марлон (1924 - 2004) (Марлон БРАНДО снимался в фильмах Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ)
- БРЕЙЯ Катрин (1948 - )
- ВАЙС Рэйчел (1970 - )
- ГРИМАЛЬДИ Альберто (1925 - )
- ДЕПАРДЬЕ Жерар (1948 - )
- ДИТВОРСТ Адриан (1940 - 1987)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881)
- КОКТО Жан (1889 - 1963)
- ЛАНКАСТЕР Берт (1913 - 1994)
- МАРЕ Жан (1913 - 1998)
- МОРАВИА Альберто (1907 - 1990)
- МОРРИКОНЕ Эннио (1928 - 2020)
- ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло (1922 - 1975)
- САЗЕРЛЕНД Дональд (1935 - )
- САНДА Доминик (1948 - )
- САНДРЕЛЛИ Стефания (1946 - )
- СКАРФЬОТТИ Фердинандо (1941 - 1994)
- СЮАНЬТУН (1906 - 1967)
- ТОНЬЯЦЦИ Уго (1922 - 1990)
- ФРИДЖЕРИО Эцио (1930 - )
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ВАЙЧЮНАС Пятрас Винцович
- ВАКЕЛИ Иона
- ВАЛЬЕ ИНКЛАН Рамон Мария дель
- ВАМПИЛОВ Александр Валентинович
- ВАН ЛЕРБЕРГ Шарль
- ВАН Сяонун
- ВАН Шифу
- ВАНАГС Юлий Петрович
- ВАНБРУ Джон
- ВАНГАН Ламажавын
- ВАНГЕНХЕЙМ Густав фон
- ВАНУС Саадалла
- ВАРДАНЯН Анушаван
- ВАРЕРКАР Бхаргаврам Виттхал
- ВАСИЛЕВ Орлин
- ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич
- ВАУНИ Ара Суренович
- ВАХБА Саад ад-Дин
- ВАХБИ Юсеф
- ВАЧИРАВУДХ
- ВЕГА Лопе де
- ВЕЗИРОВ Наджаф-бек Фатали-бек оглы
- ВЕКССЕЛЬ Юлиус Юсеф
- ВЕНТЦЕЛЬ Елена Сергеевна
- ВЕРЕВКИН Михаил Иванович
- ВЕРЕШМАРТИ Михай
- ВЕРИХ Ян
- ВЕРФЕЛЬ Франц
- ВЕСКЕР Арнольд
- ВЕССЕЛЬ Йохан Герман
- ВЕТЕМАА Энн Артурович
- ВИАН Борис
- ВИАНИ Алекс
- ВИВИАНИ Раффаэле
- ВИД Густав Йоханнес
- ВИДАЛ Гор
- ВИДЖАЯ Путу
- ВИДУНАС Вилюе
- ВИЛЛЕМС Поль
- ВИЛЬДГАНС Антон
- ВИЛЬДЕ Николай Евстафьевич
- ВИЛЬДЕ Эдуард
- ВИЛЬДЕНБРУХ Эрнст фон
- ВИЛЬЯМС Джордж Эмлин
- ВИЛЬЯУРРУТИЯ Хавьер
- ВИНЕ Роберт
- ВИННИЦКИЙ Борис Васильевич
- ВИННИЧЕНКО Владимир Кириллович
- ВИНОГРАДСКАЯ Катерина Николаевна
- ВИНЧЕВСКИЙ Мориц
- ВИНЬЯС Давид
- ВИТКА Василь
- ВИТКОВИЧ Виктор Станиславович
- ВИТНЕР Виктор
- ВИШАКХАДАТТА
- ВЛАДИМИРСКИЙ Сергей Иванович
- ВОЗНЕСЕНСКИЙ Александр Сергеевич
- ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич
- ВОЛКОВ Александр Андреевич
- ВОЛКОВ Николай Дмитриевич
- ВОЛКОНСКИЙ Михаил Николаевич
- ВОЛОДАРСКИЙ Эдуард Яковлевич
- ВОЛОДИН Александр Моисеевич
- ВОЛЬКЕНШТЕЙН Владимир Михайлович