Досье личности

Ценность: 4,909 (22)

Симпатия: 4,714 (21)

дата обновления - 2011-08-25

просмотров - 22

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

Имя латиницей: Berdyaev Nikolaj Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 06.03.1874

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 24.03.1948 Возраст (74)

Место смерти: Кламар, около Парижа, Франция

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Собака

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, УКРАИНА, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: автор, вундеркинд, знание, изгнанник, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, публицист, религия, философ.

Anno: 1916

Николай Александрович БЕРДЯЕВ

русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. Родился в дворянской семье. Воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 гг. В 1913 г. написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две – «Смысл творчества» и «Смысл истории». Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 г. основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919-1922). Дважды при советской власти попадал в тюрьму. Первый раз был арестован в 1920 г. в связи с делом т. н. Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Во время этого ареста его допрашивали лично Ф. Дзержинский и В. Менжинский. Во второй раз его арестовали в 1922 г. После отъезда жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 г. переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др. Среди опубликованных в эмиграции книг следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

Афоризмы (35)
Медиа (5)

Николай Александрович БЕРДЯЕВ в журнале «Личности»:

НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: ЮНЫЙ ДУХ ВЕЧНОСТИ

Личности 35/2011
В образе Николая Бердяева, кажется, нет ничего материального, будто нет и не было человека Бердяева, а был только один стремительный, неукротимый открытый Дух, обнимающий мир жадностью познания, ненасытный в своей любви к нему Наверное, в сокровенных мечтах он хотел приблизиться к образу Христа нести свою Мысль в духовной и телесной чистоте, но христианства достигал мучительно, по Достоевскому, высвобождая его из неуспокоенной плоти, из бунтующих сомнений и умственных противоречий. Образом, пожалуй, был похож на Дон-Кихота: тот же разгоряченный бег по выжженной, безлиственной земле Идей. Тот же плен страстного, всепоглощающего целомудрия. Та… Читать далее

Николай Александрович БЕРДЯЕВ в фотографиях:

Связи (23)
Источники (12)
Факты (1 )

06.03.2011 Ю.А.Белецкий

Дом Николая Бердяева под Парижем спасут киевляне

 

В Киеве Бердяев и Шестов начали складываться как оригинальные мыслители. Однако их имена вы не встретите в списках на звание "великих украинцев" в одноименной программе Савика Шустера, а Виктор Ющенко не представит их посмертно к званию Героя Украины. В их честь в Киеве не названа ни одна улица, им до сих пор не установлены памятники, нет ни мемориальных досок, ни памятных знаков на киевских домах и университете. И все потому, что ни Бердяев, ни Шестов не вписываются в гуманитарную политику нынешних украинских властей, проходя, видимо, по списку "москалей" со всеми вытекающими для увековечивания их памяти последствиями.

Если вы разговоритесь с профессорами гуманитарных факультетов университетов Европы и Америки и попросите назвать имена известных им русских философов, то с большой долей вероятности среди таковых будут двое - Николай Бердяев и Лев Шестов (Шварцман). Эти мыслители с мировым именем, труды которых переведены на все основные европейские языки, оказали большое влияние на философскую мысль Запада, прежде всего, на религиозных философов и на экзистенциалистов, а их сочинения изучаются в рамках учебных университетских курсов по истории философии. В марте этого года отмечалось 60 лет со дня смерти первого. Гордость от этого должны испытывать не только россияне, но и украинские граждане. Дело в том, что и Бердяев, и Шестов непосредственно связаны с Украиной. Прежде всего, местом рождения - оба они уроженцы Киева. Николай Александрович вырос на Печерске в аристократической семье, Лев Исаакович на Подоле в ортодоксально иудейской. Оба получали образование в киевском Университете св. Владимира (ныне КНУ им. Т. Шевченко).

 

Но все же не все так в отношении, по крайней мере, Николая Бердяева (1874 - 1948) обстоит пессимистично. Если к нему не проявляет интереса украинское государство, то это не значит, что его место в этом вопросе не может занять общественная инициатива. Так депутат Верховной Рады из фракции Партии Регионов Василий Горбаль, владелец одного из больших отечественных банков - "Укргазбанка", являющийся к тому же одним из крупных жертвователей Украинской Православной Церкви, взялся за сохранение наследия Николая Бердяева и не только творческого. Речь идет о реставрации бердяевского дома в Кламаре, пригороде Парижа, и обработке оставшегося там архива философа. Также он собирается поставить перед новоизбранным Киевсоветом вопрос о переименовании одной из улиц на Печерске в честь Николая Александровича и установления ему памятника. Мало того, он хочет организовать и спонсировать проект "Великие киевляне". Если память меня не подводит, даже хочет провести по этому поводу переговоры с Савиком Шустером. Я после того, как Горбаль мне все это рассказал, вспомнил, что мой кум, киевский скульптор Руслан Русин, в первой половине должен был делать памятник Бердяеву по заказу фонда Анатолия Толстоухова. Но дальше эскиза дело не пошло. Сначала его думали устанавливать где-то в городе, потом начали пробивать возможность во дворике Киевского университета, но местная профессура эту идею запорола. ДОМ В КЛАМАРЕ. 1922 год стал для Бердяева одним из поворотных в его биографии. Тогда по инициативе Ленина примерно сотня выдающихся русских философов, писателей, историков и экономистов была выслана из Советской России в Германию как антисоветские элементы. Пароход, на котором они плыли из Петрограда, даже потом окрестили "философским". Вместе со всеми был выслан и Николай Александрович. Может это и к лучшему. Во всяком случае, если бы не уехал, то мог бы разделить участь своего коллеги, русского философа о. Павла Флоренского, погибшего в ГУЛАГе. Прожив 2 года среди немцев, он перебирается в Париж. С тех пор Франция стала его второй родиной. В Бердяеве, кстати, текла французская кровь. Его мать из рода графов Шуазель-Гуффье. Прожив почти десятилетие в нищете, и не имея постоянного угла, философ неожиданно в 1933 году получает в дар от одной из своих английских поклонниц дом в Кламаре, что существенно облегчило его жизнь. В нем он поселился с женой, тещей и сестрой жены. После смерти философ завещал его Русской Православной Церкви За Рубежом. С тех пор сохранением того, что осталось в нем от прежнего владельца занимаются православные священники. В настоящий момент его берегут монахи — отец Иосиф и отец Никодим, которые и показали нам (Василию Горбалю, Алексею Омельяненко, совладелец «Укргазбанка» и руководитель регионалов в Киевсовете, о.Кириллу Богоруну из отела внешних церковных сношений УПЦ и нескольким журналистам) этот дом. Было это на майские праздники. В доме Бердяева 2 этажа. Вход в него не с улицы, а с палисадника, который огражден от проезжей части железным забором. Потом вы поднимаетесь по витой каменной лестнице и попадаете в небольшой холл. Слева от него кухня, которая переходит в небольшую столовую. В ней посередине стоит большой стол, а сбоку буфет. Обычно гостей принимают и угощают там. "Батюшки, которые тут жили, старались поддерживать столовый инвентарь в порядке, многое тут осталось от Бердяева. Если было что-то нужно из посуды, то докупали еще", — говорит отец Иосиф, который стал нашим экскурсоводом. Справа от входа расположен длинный узкий коридорчик, сплошь увешанный иконами, ведущий в домовую церковь. Ее создал сам Николай Александрович где-то около 38-39 года. Названа она в честь Святого Духа. Иконостас расписал известный эмигрантский иконописец Григорий Круг. Каждое воскресенье здесь была служба. К Бердяеву сюда приходили философ о. Сергий Булгаков и архимандрит Киприан Керн. Сейчас тут раз в год проходят богослужения, на которые собираются русские эмигранты. 27 марта тут прошла панихида по Бердяеву. Все-таки 60 лет со дня смерти исполнилось. Эта часовня теперь принадлежит к Корсунской епархии РПЦ. Деревянная, небольшая и тоже витая лестница идет на второй этаж прямо к кабинету Бердяева. Это небольшая комната, где-то 15 кв.м. Два окна, рядом с одним из них стоит большой письменный стол, за которым работал философ. Сидя за ним, он написал такие известные книги, как "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея", "Самопознание". По столу густо "усыпаны" вещи, которыми пользовался Николай Александрович. Он умер за рабочим столом. На фото, которые я публикую, на часах время остановлено именно в тот момент, когда философ скончался, а настольный календарь так и остался открытым на том трагическом дне. Имеются еще два больших книжных шкафа, забитые книгами - в основном немецкими и французскими, камин. Входная дверь прикрывает портрет Льва Толстого, любимого писателя семьи Бердяевых, и небольшой кожаный портфель, висящий ниже Льва Николаевича на гвоздике. По стенам много портретов - философы, писатели, знакомые. В кабинете хранится часть архива. Как мне рассказал о. Кирилл Богорун, есть неизданная переписка Бердяева с поэтессой Зинаидой Гиппиус, женой Дмитрия Мережковского. Рядом с домом красивый палисадник. Его общая площадь примерно сотки четыре. Большие деревья - каштан и дуб - и заросли кустарника разрезают сад на две половины. В последних затерялась бронзовая скульптура древнегреческого мальчика. В дальней части расположился небольшой пруд, по которому косяками плавают красные рыбки. Хозяева обычно ставят перед ним плетеный диван и в тени деревьев отдыхают. Иногда тут жарят шашлыки, на что указывают определенным образом расставленные кирпичи и пепел между ними. Рядом с водоемом постоянно бегает соседский кот и иногда пытается лапой выловить из него себе на обед рыбку. P.S. Я знаю, что Горбаль - кандидат в мэры Киева, и, вероятнее всего, этот текст будет восприниматься как его обычный и банальный пи-ар. Но я приведу несколько аргументов в пользу того, что это не так. Во-первых, порыв Василия Михайловича в электоральном плане вряд ли произведет впечатление на жителей Троещины или Борщаговки и заставит их бежать к избирательным урнам. Им что Бердяев, что философия, что экзистенциализм, что... в общем параллельно. Наоборот, они, жители, даже упрекнут Горбаля - мол, лучше бы в Киеве что-нибудь отремонтировал. Его инициативу оценят только интеллектуалы. Как это сделал мой преподаватель древнегреческой философии в университете и специалист по русской религиозной философии Анатолий Тихолаз. Во—вторых, этот текст появится только в моем блоге на сайте и в газете "Сегодня" печататься не будет. В—третьих, я закончил Киевский университет по специальности "философ (преподаватель социально-политических дисциплин)". В-четвертых, Бердяев для меня — Это "наше все".

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх