английская романистка и драматург, один из крупнейших авторов эпохи Реставрации. Считается первой профессиональной писательницей в истории Англии. Сведения о ее жизни довольно скупы, противоречивы и не во всем достоверны. События ее молодости практически неизвестны; есть косвенные сведения, что она получила католическое воспитание и даже собиралась стать монахиней. В 1663 г. побывала на английской сахарной плантации на реке Суринам, где, по собственному заявлению, долго общалась с чернокожим невольником знатного происхождения, чья история впоследствии легла в основу романа «Оруноко, или Царственный раб». Вернувшись в Англию, вышла замуж за Йохана Бена, жившего в Лондоне купца немецкого или голландского происхождения. Брак просуществовал лишь несколько лет. По-видимому, он был фиктивным, служившим для упрочения положения в обществе и для благопристойной маскировки ее бисексуальных наклонностей (Афра признавалась в любви как к мужчинам, так и к женщинам, и в ее произведениях рассыпано немало подобных намеков). К 1666 г. она добилась влияния при дворе, выполняла секретные поручения Карла II в Антверпене во время англо-голландской войны; в тайной переписке пользовалась именем Астрея, ставшее затем ее литературным псевдонимом. Тайная служба не принесла ей дохода: король постоянно задерживал плату за шпионские услуги, так что ей пришлось некоторое время провести в долговой тюрьме. В 1669 г., после того как неизвестное лицо оплатило ее долги, она начала деятельность профессиональной писательницы. Пользуясь связями с лондонскими писателями и драматургами, быстро завоевала успех как автор любовных повестей, театральных пьес, романов, стихотворений. Многие из ее пьес проникнуты, в духе литературы времен Реставрации, откровенной эротикой; некоторые являются переделками более ранних сочинений. Большую славу ее принесли прозаические сочинения: сатирические и любовные новеллы, романы «Любовная переписка дворянина и его сестры» (1684) и «Оруноко» (1688), считающийся вершиной ее творчества. Главный герой этого произведения, развивающего традиции галантного романа – негритянский принц Оруноко, отправляющийся в Новый Свет на поиски проданной в рабство возлюбленной Имоинды и ради любви к ней сам становящийся невольником. Не вынеся жестокого обращения, он поднимает восстание рабов, во время которого погибает Имоинда. Схваченный рабовладельцами, Оруноко подвергается нечеловеческим пыткам (которые переносит со стоическим спокойствием) и умирает. Образ Оруноко считается одним из ранних образцов «благородного дикаря» в европейской литературе. Одним из первых критиков писательницы был крупнейший поэт своего времени Александр Поуп, считавший ее творчество легковесным (сама писательница умело защищалась от его упреков). До начала XX в. ее творчество пребывало в полузабвении, пока в 1913 г. не вышло собрание сочинений Афры Бен, подготовленное Монтегю Саммерсом. С этого момента популярность ее произведений начинает стремительно нарастать, особенно благодаря крайне высоко ставившей их Вирджинии Вулф; по ее словам, Афра Бен «добилась для женщин права выражать свои мысли». Начиная с 1960-х гг. интерес к ее творчеству переживает настоящий бум; ее произведениям посвящается огромное количество работ, они изучаются в университетах и признаются классикой английской литературы. Особое внимание к Афре Бен демонстрируют критики и писательницы феминистских взглядов. Наиболее популярным объектом исследований и критических интерпретаций стал роман «Оруноко», где выделяют темы рабства, расы и колониализма.
Досье личности
БЕН Афра
Другое имя: Астрея - превдоним
Имя латиницей: Behn Aphra
Пол: женский
Дата рождения: 10.07.1640
Место рождения: Уайе, графство Кент, Англия
Дата смерти: 16.04.1689 Возраст (48)
Место смерти: Лондон, Англия
Знак зодиака: Рак
По восточному: Дракон
Ключевые слова: девиация, драматург, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель, разведчик, феминизм.
Anno: 1666
Афра БЕН
- Кто говорит на языке денег, будет понят в любой стране.
- Утраченную любовь, как и утраченную репутацию, не вернешь.
- Чрезмерное любопытство грозит утратой рая.
- Любовь перестает быть удовольствием, когда перестает быть тайной.
- Разнообразие – душа удовольствия.
- Брак подобен долгому морскому путешествию, где очень скоро штили надоелают, а бури опасны: где редко увидишь что-нибудь новое – все море да море; все муж, да муж, ежедневно, ежечасно, до пересыщения.
Афра БЕН в фотографиях:
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.2uk.ru
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №118 (2018)
- ДЮКАНЖ Виктор
- ВОЛКОВ Николай Дмитриевич
- ГАРНЕТТ Эдвард
- ПИНТЕР Гарольд
- АНТОНОВСКАЯ Анна Арнольдовна
- ФРАЙ Стивен Джон
- СОЛОВЬЕВ Леонид Васильевич
- ДРАЧ Иван Федорович
- КОБО Абэ
- ПАРОНЯН Акоп Ованесович
- ЭЛИАВА Лиана Тарасовна
- АЛТАН Четин
- НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ Иван Семенович
- ЯРХО Борис Исаакович
- ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей
- ЮЖИН Александр Иванович
- ЛЕОНОВ Леонид Максимович
- ПОГОДИН Николай Федорович
- АБЕЛЛЬ Кьелль
- ВАМПИЛОВ Александр Валентинович
- ГАВЕЛ Вацлав
- ГНЕДИЧ Петр Петрович
- МАКАРЬЕВ Леонид Федорович
- ЭПИХАРМ
- КУРОЧКИН Владимир Степанович
- САЦ Наталья Ильинична
- ХЬЮЗ Ричард
- КЛУЗО Анри-Жорж
- БАХНОВ Владлен Ефимович
- ФАЙЗИ Мирхайдар Мустафович
- АЛЬМОДОВАР Педро
- УЭСТ Моррис
- ГОЛЬДОНИ Карло
- ФОРД Джон (драматург)
- ИРЧАН Мирослав
- КРОПИВНИЦКИЙ Марк Лукич
- МИРНЫЙ Панас
- ОСБОРН Джон
- РУССО Жан-Батист
- РУСТАМОВ Гамид Алиевич
- ЛЕЙЗЕВИЦ Иоганн Антон
- ТЕР-ГРИГОРЯН Григор Арамович
- ДЖАБАРЛЫ Джафар
- ЖВАНЕЦКИЙ Михаил Михайлович
- ГАЛКИН Самуил Залманович
- ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич
- ДЕ ПАЛЬМА Брайан
- ИЗМАЙЛОВ Александр Ефимович
- КАРАТЫГИН Петр Андреевич
- КУЛИБАЕВ Салях Габитович
- ОНРУД Ханс
- ШЕРГОВА Галина Михайловна
- СЮЙ Вэй
- БАРРЕТ Вильсон
- ДРУМАН Вильгельм Карл Август
- ДЖАРМУШ Джим
- ДАШТЕНЦ Хачик Тоноевич
- ДЭВИС Осси
- КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро
- КУДРЕТ ДЖЕВДЕТ
- МУХТАРОВ Гусейн
- ПЛУЖНИК Евген
- МАКУТА-МБУКУ Жан Пьер
- ЛЬЮС Клэр Бут