Досье личности

Ценность: 1,25 (12)

Симпатия: 1,5 (12)

дата обновления - 2017-07-28

просмотров - 3

БЕЛОБОЦКИЙ Андрей

Другое имя: БелобоцкийЙ Ян

Имя латиницей: Belobotskij Andrej; Belobotskij Yan

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1658

Место рождения: Перемышль, воеводство Подкарпатское, Польша

Дата смерти: реконструировано 00.00.1712 Возраст (54)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ, РОССИЯ.

Ключевые слова: литература, переводчик, писатель, поэт, просветитель, религия, философ.

Anno: 1690

Андрей БЕЛОБОЦКИЙ

русский писатель, поэт и просветитель, поляк по происхождению. Окончил Слуцкую кальвинистскую гимназию и Краковский университет. В юные годы был связан с кальвинистами в Слуцке и Торуни, с 1665 г. странствовал по Западной Европе, побывал в Германии, Франции, Италии и Испании для «научения философских и богословских наук», учился в Вальядолидском университете. В 1680 г. приехал через Ригу в Смоленск, где подвергся преследованию со стороны местных иезуитов. В феврале 1681 г. с епископом С. Смоленским прибыл в Москву в надежде получить место в создававшейся здесь академии. По наущению С. Медведева другой выходец из Польши П. Негребецкий подал на него донос, обвиняя Я. Белобоцкого в ересях. Поэт был признан еретиком и обязался осудить католические и протестантские ереси, последующие нападки на его «Исповедание веры» со стороны С. Медведева последствий не имели. В 1682 г. Я. Белобоцкий принял православие, получив в крещении имя Андрей, и после испытания в «Посольском приказе» в знании латинского, французского и итальянского языков был взят на службу и причислен к кормовщикам московского чина. В Москве он женился, занимался преподаванием латинского языка П. Апраксину и другим дворянам Нарышкинского круга. В 1685 г. принимал участие в диспуте по богословским и философским вопросам с братьями И. и С. Лихудами и был ими уличен в ереси. В январе 1686 г. был приписан в качестве переводчика к Великому посольству Ф. Головина, принимал участие в переговорах с иезуитами, представлявшими китайскую сторону. В начале 1691 г. вернулся в Москву, в 1990-х гг. иеромонах Чудова монастыря Евфимий донес патриарху, что Я. Белобоцкий «тоже мудрствует и прельщает и доднесь».

В 1684-1685 гг. работал над переводом книги «О последовании Христу» Ф. Кемпийского (сохранились две первые книги перевода, перевод третьей книги, очевидно, не был завершен). Переводу предпослано оригинальное предисловие и стихотворные посвящения. Датированная 1685 г. «Краткая беседа милости с истиною о божии милосердии и мучении» представляет собой стихотворный (писанный неравносложными рифмованными стихами) диалог, заканчивающийся выводом о всеобщем прощении грешников («Милость вся побеждает, все грехи покрывает милость»), что свидетельствует о близости автора к радикальным идеям европейского свободомыслия XVI-XVII вв. «Краткая беседа» имела значительное распространение (учтено 19 списков) и была напечатана в Петербургской типографии в 1712 г. в количестве 100 экземпляров, из которых ни один до сих пор не обнаружен. Труды: «Исповедание веры» (1681), «Пентатеугум, или пять книг кратких о четырех вещах последних, о суете и жизни человека, поэма» (1690), «Риторика» (1690), «Великая наука Р. Луллия» (1698), «Книга философская» (1699).

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх