Досье личности

Ценность: 2,4 (15)

Симпатия: 2,533 (15)

дата обновления - 2006-08-04

просмотров - 9

БАРТОК Бела

Имя латиницей: Bartok Bela

Пол: мужской

Дата рождения: 25.03.1881

Место рождения: Надьсентмиклош, Трансильвания, Румыния

Дата смерти: 26.09.1945 Возраст (64)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Овен

По восточному: Змея

География: ВЕНГРИЯ, США.

Ключевые слова: искусство, композитор, музыка, пианист, фольклор.

Anno: 1918

Бела БАРТОК

венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899-1903). С 1907 г. — профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30000 песен. В сочинениях 1900-1910-х гг. сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915-1917). Его новаторские произведения, в т. ч. опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были приняты консервативной критикой. Начало его общественного признания связано с балетом «Деревянный принц» (сочинение 1916). В 1919 г. было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин» (постановка 1926). Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других современных западных композиторов, продолжал и в 20-е гг. развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его произведениях этого времени еще острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложненности музыкального языка. 20 -30-е гг. - период расцвета гастрольно-концертной деятельности его как пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 г. гастролировал в СССР). В 30-х гг. в его творчестве наметился известный поворот в сторону большей простоты и классичности стиля; он отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и четкости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепианный концерт, 1931, «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937), скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) национальный тематизм сочетается с динамичной напряженностью, передающей тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепианный цикл «Микрокосмос», 1937). В 1940 г. эмигрировал в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра (1943) и фортепианный концерт (1945). Наиболее важное место в его творчестве занимают инструментальные сочинения-пьесы для фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют его научные исследования в области фольклористики. Оказал большое влияние на формирование композиторских школ 30-50-х гг. в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).
Медиа (2)

Бела БАРТОК в фотографиях:

Связи (74)
Источники (6)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
  • www.belcanto.ru
  • www.krugosvet.ru
Факты (1 )

21.02.2011

Это выдержка из письма девушке (Штефи Гейер), которой он очень симпатизировал. Кое-что о идеях и людях. With the lowest class, the folk, it is all the nicer the more they stick to tradition. But people of the highest class must strive to free themselves from it, as far as possible. There is no middle way. ... So the middle class, which stands between the highest people and the peasant class, is, owing to its stupidity, actually unenjoyable. We like the childlike naivety of the peasants, which manifests itself in everything often with primitive strength; the intellectual strength of the highest people is impressive, but the idiocy of the middle class—including most of the “gentry”—which lacks natural naivety, is insufferable. Bartók to violinist Stefi Geyer, July 27, 1907, in Bartók Letters. The Musical Mind, ed. Malcolm Gillies and Adrienne Gombocz, unpublished
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх