русский и французский художник. Учился в Одессе (1902-1903) и в петербургской Академии художеств (1903-1907). Свои работы выставлял с 1907 г. Его ранним пейзажам свойственна мягкая неоимпрессионистическая манера. С 1910-х гг., как и многие другие художники, он ищет новые пути в искусстве. В 1910 г. он уехал во Францию, где принимает заметное участие в художественной жизни Парижа. Там он пережил эволюцию от постимпрессионизма через фовизм и кубизм к орфизму. В 1912 г. вместе с М. Шагалом, О. Цадкиным, А. Архипенко, Х. Сутиным стал обитателем знаменитого парижского дома «Улей», участвовал в парижских салонах под псевдонимом Даниэль Россине. Следующий творческий период связан с Норвегией, где он жил и работал. В созданных там работах использован вновь открытый мастером пластический мотив «ленты Мебиуса», воплотившей волновавшие автора идеи «динамической живописи» и «тотальной» музыкальности, преломившей черты орфизма и кубизма. В 1917 г. после Февральской революции он вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 г. в Петрограде состоялась персональная выставка художника, в том же году его произведения экспонировались на московской Выставке картин и скульптур художников-евреев. С 1918 г. принимал активное участие в художественной жизни страны и занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920-1921 гг. был профессором и деканом. В 1923-1924 гг., воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, сконструировал клавир «Оптофоник» (запатентован во Франции в 1926), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты. В 1925 г. с усилением нападок на левое искусство эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т. д. В этот период он сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), «мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939). Погиб в немецком концлагере в 1942 г.
Досье личности
БАРАНОВ-РОССИНЭ Владимир Давидович
Другое имя: Баранов Шулим Вольф Лейб – наст. имя; Баранов-Россине Владимир Давидович
Имя латиницей: Baranov-Rossine Vladimir Davidovich
Пол: мужской
Дата рождения: 01.01.1888
Место рождения: село Лепатиха, Таврическая губерния, Украина
Дата смерти: 00.11.1942 Возраст (54)
Место смерти: Освенцим, Польша
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Крыса
География: НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: живопись, искусство, художник.
Anno: 1920
Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ
Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ в фотографиях:
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- www.eleven.co.il
- museum-painting.dp.ua