сирийский царь из династии Селевкидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого, царствовал в Сирии в 175-164 гг. до н. э. Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период его правления характеризовался относительным подъемом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок. В 175 г. до н. э. он вернулся в Сирию из Италии, где долгое время провел заложником, и сверг узурпатора Гелиодора, убившего его брата Селевка IV Филопатора. Таким образом, он вернул власть законной династии, за что и получил прозвище «Эпифан», ставшее впоследствии официальным. В это время царство Селевкидов находилось в глубоком кризисе после поражения в Сирийской войне. Численность греко-македонского населения, составлявшего основу армии и административного аппарата, резко сократилась. Территории собственно Греции, Македонии, греческой Малой Азии (в частности, Пергам) и Родос уже находились под сильнейшим влиянием Рима, что препятствовало миграции эллинов на восток. Все это привело к упадку селевкидских полисов. Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приемы: он регулярно одаривал полисы и греческие храмы, устраивал пышные религиозные празднества. С этой же целью царь совершал и более эксцентричные поступки: знакомился на улицах с первыми встречными из простонародья, демонстративно посещал общественные бани, решал мелкие споры на агоре, во время праздника в Дафне сам исполнял обязанности распорядителя. Некоторые современники видели в этих занятиях проявление простодушия и в насмешку «переименовали» Антиоха в «Епимана» (др.-греч. – «безумный»). Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть за счет резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии. Рядом с уже существующими городами (например Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим). Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом эта политика была довольно успешной и привела к временному подъему царства. Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в т. ч. некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма. В 170 г. до н. э. ему пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; а в 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и лично заколол свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины. Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.). Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев; в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев. Антиох IV совершил два успешных похода в Египет, в ходе которых захватил огромную добычу. К 168 г. до н. э. Сирийское царство подчинило себе почти всю территорию Египта, в руках Птолемеев оставалась лишь Александрия, но в это время в войну вмешался Рим. Римский посол Гай Попилий Ленат прибыл к Антиоху и потребовал, чтобы тот увел войска из долины Нила. Царю пришлось принять римские условия и отказаться, таким образом, от всех своих завоеваний. После его смерти власть перешла к его сыну Антиоху V Евпатору.
Досье личности
АНТИОХ IV Эпифан
Имя латиницей: Antiochus IV Epiphanes
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.220 до н.э.
Дата смерти: 00.00.168 до н.э. Возраст (52)
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, МАЛАЯ АЗИЯ, СИРИЯ, СРЕДНЯЯ АЗИЯ.
Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, царь.
Anno:
IV Эпифан АНТИОХ
- АЛЕКСАНДР I Балас (195 до н.э. - 145 до н.э.)
- АНТИОХ III Великий (242 до н.э. - 187 до н.э.)
- АНТИОХ V Евпатор (173 до н.э. - 162 до н.э.)
- АПИОН (грамматик) (30 до н.э. - 48)
- ГИПЕРБАТ II (220 до н.э. - 160 до н.э.)
- ДЕМЕТРИЙ I Сотер (187 до н.э. - 150 до н.э.)
- ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - 100)
- МЕНАЛКИД (200 до н.э. - 145 до н.э.)
- ПТОЛЕМЕЙ VI Филометор (191 до н.э. - 146 до н.э.)
- СЕЛЕВК IV Филопатор (217 до н.э. - 175 до н.э.)
- ТИМАРХ (220 до н.э. - 160 до н.э.)
- ЭВМЕН II Сотер (220 до н.э. - 160 до н.э.)
- ФУЛЬК IV Решен
- ФУЛЬК V Молодой
- ХАБА
- ХАБАБАШ
- ХАЙМАНОТ Тэкле II
- ХАКОН Магнуссон
- ХАЛИФА бин Хамад Аль Тани
- ХАМ-НГИ-ДЕ
- ХАММУРАПИ
- ХАНС АДАМ
- ХАНС Адам I
- ХАНСЁ I
- ХАРАЛЬД V
- ХАРИЛАЙ
- ХАСЕХЕМУИ
- ХАТИБ Заки
- ХАТШЕПСУТ
- ХАЭМУАС
- ХЁДЖОН ван Чосона
- ХЕДЖОН правитель Корё
- ХЕНДЖЕР
- ХЁНДЖОН ван Чосона
- ХЁНДЖОН правитель Корё
- ХЕОПС
- ХЕТИ I МЕРИБРА
- ХЕТИ II НЕБКАУРА
- ХЕТИ III НЕФЕРКАРА
- ХЕФРЕН
- ХИАН I
- ХИДЖОН правитель Корё
- ХИЛЬДЕБЕРТ III
- ХИЛЬПЕРИК II
- ХИШАМ I
- ХИШАМ II
- ХИШАМ III
- ХИШАМ ибн АБДУЛ-МАЛИК
- ХЛОДВИГ IV
- ХЛОДОМИР
- ХОКОН
- ХОКОН VII
- ХОНДЖОН ван Чосона
- ХОНДЖОН правитель Корё
- ХОР I
- ХОРЕМХЕБ
- ХОТЕПСЕХЕМУИ
- ХУАН II (король Арагона)
- ХУАН граф Барселонский
- ХУАН КАРЛОС I
- ХУГЛЕЙК
- ХУНИ
- ХУСЕЙН БЕН ТАЛАЛ аль-Хашими
- ХЭДАНЬ Цзя I
- ЦАО Жуй
- ЦАО Мао
- ЦАО Пэй
- ЦАО Фан
- ЦАО Хуань
- ЦЗУ И I
- ЦЗУ Синь I
- ЦЗЯЦИН
- ЦИНЬ Саньши
- ЦИНЬ Сяовэнь
- ЦИНЬ Чжаосян
- ЦИНЬ Чжуансян