Досье личности
АНДРЕЕВ Борис Федорович
Имя латиницей: Andreev Boris Fedorovich
Пол: мужской
Дата рождения: 09.02.1915
Место рождения: Саратов, Россия
Дата смерти: 25.04.1982 Возраст (67)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Кот
Ключевые слова: артист, искусство, кино, театр.
Anno: 1939
Борис Федорович АНДРЕЕВ
- Жена меня любила нехотя и сурово.
- Жажде упасть с лошади непременно должна сопутствовать жажда сесть на нее верхом.
- Если хочешь остаться королем – ни при каких условиях не мысли себя без короны.
- Думающий о тебе плохо, может быть, единственный, кто думает о тебе хорошо.
- Достойного отношения к себе не требуют, а творят и слагают его энергичными усилиями доброй воли.
- Дневной свет не спорит с керосиновой лампочкой.
- Дальновидность – способность издали увидеть для себя полезное.
- Грязного жильца и сквозь новый дом видно.
- Говорящий, что его недооценивают, очевидно чувствует, что его предают.
- Глаза будущего смотрят на нас суровым взором всего прошедшего.
- Все, что делается потихоньку, таит в себе нежеланный шум.
- Все шаблонное служит для сокрытия истинного.
- Все с поклонами да в дар несущие – имеют мысли загребущие.
- Все с нетерпением ожидали когда «вознесенный» шлепнется.
- Все недооцененное мстит – все переоцененное подводит.
- Все возвышенное в человеке имеет свой основательный фундамент, а все низменное тоже не на воде плавает.
- Впряженные в общественную телегу по обыкновению боролись за звание главной лошади.
- Вместе с любимым щенком дворник утопил в ведре и мою мальчишескую душу.
- В творческой природе актера, во всей природе его творческого процесса нет ничего такого, что было бы не свойственно в той или иной степени природе каждого человека вообще.
- В тайниках души своей я свершал великие подвиги, победы и благодеяния – так что бороться с жизненными неурядицами у меня уже не хватало ни сил, ни времени.
- В меня бросили спасательным кругом, и я потерял сознание.
- Актер играет образ человека – натурщик изображает подобие его.
- А теперь подуем в блюдце и постигнем формулу урагана, друзья мои.
- «Незаменимых нет», – прошипела тупая сокрытая зависть, и все, готовые заменить, слились в единстве шипения и зааплодировали.
- Отлично знает теорию только тот, кто оценку плодов истины доверяет всегда только практике.
- Он страдал умно и расчетливо.
- Одним словом, жил я раньше, как теплая душа в шлепанцах.
- О дерзких и беспокойных шеф с удовольствием читал в романах, но старательно избегал держать их в своем безупречно выстроенном аппарате.
- Нет нам простительного зла во имя добродетели.
- Не умеющему что-либо делать чаще всего кажется, что он обязан руководить.
- Не думай, что ты лучше всех, но и хуже всех – тоже не думай.
- Надел я генеральский костюм и почувствовал вдруг, будто я изменился разумом, будто бы стал во мне какой-то «винт» другой.
- На телевизионных экранах вновь вспыхнула многосерийная эпидемия.
- На легких мыслях высоко не взлетают – в тяжком раздумье далеко не плывут.
- Мужество докапывания до правды главным образом должно состоять в том, чтобы не закапывать ее.
- Молодую истину оберегают от настойчиво жующих старую, привычную истину.
- Мгновенно вспыхивающие недолго горят.
- Любящие играть в жмурки со своей совестью, как правило всегда выигрывают.
- Кругом записочки, кругом пометочки – увяз в черновиках черновиков.
- Кому нужен храм, в который загоняют палками.
- Когда ты взвинчен – опасайся, чтобы из тебя шуруп не сделали.
- Кашляющий с пеленок уверял, что вся жизнь – простудное явление.
- К сожалению, товарищ судья, я вошел в супружескую жизнь безо всяких тренировок.
- Истинная независимость – в твоей человеческой необходимости для всех.
- Интуиция – сложнейшие вычисления нашего разума по еще не известным нам законам математики.
- И вот с тех пор, как появилась письменность, мир людей разделился на пишущих и подписывающих.
- Змея хоть символ мудрости, а за советом к ней ходить не рекомендуется.
- Жизнь в щедротах своих, как мамаша-медведица в детском садике, раздавала пинки, оплеухи, горькие пилюли и сладкие пряники.
- Творить – это прежде всего не бездельничать.
- Сценарий – удивительнейшее произведение искусства, где пытаются изложить бесспорные благие мысли всех, не совпадающие с мыслями каждого в отдельности.
- Страшны и опасны порывы глупости, переходящие в ураган.
- Стоя на верхней палубе, кормчий удивлялся человеческой низости.
- Сомнений уже не оставалось, и я начал лихорадочно придумывать их.
- Сложение – это сразу же и вычитание: поскольку к чему-то прибавить – значит, по стольку же от чего-то и отнять.
- Светить – это значит помогать светом, сиять – значит затмевать ровное и полезное свечение, сиятельность – явление злое и ревнивое.
- С годами постепенно приходят к каждому свои причудливые особенности: одни умеют их как-то подстригать, уравнивать, а у других они торчат, как одичалый куст, во все стороны.
- Резко вырвавшись вперед, в пустынном одиночестве я потерял дорогу к финишу и вот теперь приковылял последним.
- Реальная правда образа не только отражается сознанием художника, но и творит его, приспосабливает к умению выражать представляемую природу в пластике.
- Разбежавшись в мыслях – не наткнись на реальный мир.
- Пресыщенность – подруга увяданий. Конец желаний – значит твой конец.
- Преодолевать и преодолевать – до конца дней преодолевать: ибо человек – существо преодолевающее.
- Постоянный референт аккуратно заворачивал изложенные на бумаге «мозги» своего «шефа», чтобы потом перенести их постепенно в череп вновь назначенного.
- После окончания университета я почувствовал, что диапазон недомыслия у меня значительно расширился.
- Посаженный на высокое для него дерево, он еще кое-как каркал, а вот взлететь не смог.
- Плюнувшего в колодец за колодцем бьют.
- Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало – надо научиться водить его по путям совершенства.
- Платоническая любовь – любовь, не тронутая касанием.
- Петух без устали разгребал навозные кучи, а вся дворовая птица нервничала: а вдруг действительно найдет жемчужное зерно?
- Яркие пятна привлекают глаз, проникновенные полутона открывают душу.
- Я начал принимать таблетки от вранья и, по замечанию друзей, сразу же изменился в другую сторону.
- Шут – искусственный дурак себе на уме.
- Чтобы душа не пропиталась затхлостью, я выношу ее на вольный ветер.
- Человек, влюбленный в самого себя, не оставляет места влюбленности для другого.
- У порока оказались очень пологие склоны, свои лужайки и ручейки, которые и привели меня к непролазной бездне своей.
- У кого половник в руках, у того и рот рядом.
- У каждого в глазах нет-нет да вдруг проглянет зверь или далекий пещерный родственник. развернуть
Борис Федорович АНДРЕЕВ в фотографиях:
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- http://kino.kulichki.com
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- С. И. Юткевич. Кино. - Москва, Советская энциклопедия, 1986
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
«Эх ты, чернильная душа!» ТАК, однажды, не рассчитав свои силы, Андреев и его лучший друг актер Петр Алейников решили устроиться на ночлег… в витрине мебельного магазина. Утром спящими кумирами любовались редкие прохожие, а днем народные артисты уже давали показания. Андреев слушал-слушал милиционера, а потом, выпалив: «Эх ты, чернильная душа. Что станешь делать, когда чернила кончатся?», взял и выпил чернильницу. В результате актеров просто отпустили из отделения, взяв с них честное слово больше не озорничать. Когда ушел из жизни Алейников, не имевший несмотря на громадную популярность высоких званий, его отказывались хоронить на Новодевичьем кладбище. Андреев, узнав об этом, немедленно позвонил в «похоронное ведомство». Выслушав извинения-объяснения: мол, мы бы рады, но правила есть правила, БэФэ прогремел в трубку: «А для меня, народного артиста СССР, вы бы место нашли? Ну вот и отдайте его Петру». В результате Петр Алейников действительно был похоронен на Новодевичьем. Для самого Андреева, которого не стало несколько лет спустя, место нашлось только на Ваганьковском кладбище. Вышло так, что актер действительно отдал свое место другу. Спасенный Сталиным ОКОНЧИВ школу, Борис Андреев отправился работать на завод. И, как это часто бывает, случайно заглянул на занятия кружка художественной самодеятельности. Заглянул, да так там и остался. Вскоре был принят в театральное училище, а затем и в Саратовский драматический театр. Первой ролью знаменитого в будущем актера стал… вой собаки. В театре готовилась постановка чеховского «Вишневого сада». По замыслу режиссера по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой. «Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке». Ну а затем произошло то, что и должно было произойти. Отправившись с театром на гастроли в Москву, Андреев получил приглашение сняться в кино. Молодой человек стоял за кулисами и курил. В это время к нему подошли двое и поинтересовались, он ли актер Саратовского театра Андреев. Борис Федорович поначалу даже испугался, приняв собеседников за сотрудников пожарной охраны. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал он. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию. Режиссеру Ивану Пырьеву, набиравшему актеров для съемок фильма «Трактористы», молодой саратовец понравился. И Андреев получил свою первую звездную роль. Ну а затем были «Большая жизнь», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Два бойца». И слава, почет, уважение и поклонение миллионов. Много лет спустя, рассказывая о тех годах, Андреев смеялся: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин». Естественным спутником славы стали многочисленные легенды, распространявшиеся об актере. И сегодня почти невозможно понять, что из них правда, а что вымысел. Хотя мифы, надо отдать им должное, иногда были довольно красивыми. Так, например, говорили, будто БэФэ однажды чуть не расстреляли. В 1941 году, придя с компанией в ресторан, актер ударил позволившего себе какой-то некрасивый поступок офицера НКВД. Андреева немедленно арестовали. Суд по законам военного времени был скор. И только личное вмешательство Сталина, собственноручно вычеркнувшего фамилию любимца из расстрельного списка, спасло актера. «Расстрелять мы его всегда успеем, — якобы молвил вождь. — А пока пусть гуляет…» Сегодняшнему зрителю Андреев знаком прежде всего по роли Ильи Журбина в старом фильме «Большая семья», который периодически повторяют по телевидению. А в советские годы одной из удач актера считалась работа в картине «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова. Партнером БэФэ, находившегося тогда уже в зените славы, был молодой Вячеслав Тихонов. В одной из сцен герой Тихонова, обвиняя персонаж Андреева в предательстве, должен был плюнуть ему в лицо. И никак этот эпизод у Тихонова не выходил. Тогда, поняв смущение молодого человека, Андреев отвел его в сторону и сказал: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь». Женат Андреев был, что называется, окончательно и бесповоротно. Режиссер Станислав Говорухин, снявший актера в своей картине «День ангела», так передает рассказ Бориса Федоровича о знакомстве с будущей женой: «Ехал БэФэ с Петром Алейниковым в троллейбусе. О чем-то спорил, и Алейников ему сказал: «Ну кто за тебя, лаптя деревенского, пойдет? Посмотри на себя». На что Андреев ответил: «Вот назло тебе женюсь. Первая девушка, которая войдет в троллейбус, и будет моей женой». На остановке в троллейбус вошла компания ребят и девушек. Одна из них — чернобровая, кровь с молоком — приглянулась БэФэ. Кое-как познакомился, навязался провожать. Отец у нее оказался комиссаром милиции. Узнав, кто сватается за его дочь, он пришел в негодование: «Андреев?! Этот пропойца! Да никогда в жизни». А вскоре Галина Васильевна стала женой Андреева. Несмотря на то, что для большинства зрителей он казался недалеким, Андреев был на самом деле очень начитанным и эрудированным человеком. «Он обладал уникальным литературным даром, — вспоминает Говорухин. — Как-то я звоню ему. «Приезжай, — говорит, — хочу тебе кое-что почитать». Я уж собрался было ехать, но тут вспомнил, что Володя Высоцкий просил его познакомить с Андреевым. Думаю, дай перезвоню БэФэ, предупрежу, что буду не один. В ответ услышал неожиданное: «Да ну его… к бабушке. Он, наверное, пьет». Я стал стыдить его: «Давно ли сам стал трезвенником?» А потом понял, что он просто стеснялся нового человека, да еще известного поэта. Приехали мы на Большую Бронную, где БэФэ жил последние годы. Володе, чтобы понравиться человеку, много времени было не надо. Через пять минут они влюбились друг в друга, через десять меня перестали замечать. Короче, Андреев перестал стесняться Высоцкого, повел нас на кухню, заварил чай в большой эмалированной кружке и достал толстую, как Библия, кожаную тетрадь. «Я решил написать, — сказал он, — афористичный роман». И начал читать: «Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека». Мы с Володей аж взвизгнули от смеха. Андреев благодарно покосился на нас, прочел следующую фразу: «Древние греки никогда не думали, что они будут древними греками». Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали да корчились от душивших нас спазм. На прощание Андреев нас предупредил: «Вы, ребята, особенно не распространяйтесь. Шутка, острота — она знаете как… Пошла гулять — и уже хрен докажешь, что это ты придумал». Финал, титры… В ПОСЛЕДНИЕ годы жизни Андреев снимался мало. Как это часто бывает с создавшими выдающиеся образы актерами, Борис Федорович стал заложником своих ролей. И режиссеры, и зрители видели в нем в первую очередь этакого «человека из народа». А между тем мечтой его жизни была роль Короля Лира, ради которой он прочел сотни книг о Шекспире, став почти настоящим шекспироведом. И когда Григорий Козинцев приступил к работе над «Лиром», ни у кого не было сомнений, кто станет играть главную роль. Однако Лира сыграл прибалтийский актер Юри Ярвет. Сын Бориса Федоровича Борис Андреев-младший вспоминает, как отец смотрел картину Козинцева: «Молча, стиснув зубы, не произнося ни слова. И лишь с последним титром прозвучал его окончательный приговор: «Замечательная работа…» Отправляясь в апреле 82-го года в «кремлевку», Андреев взял с собой ту самую кожаную тетрадь. Работать над «афористичным романом», или «охренизмами», как он сам называл свои записи, актер не прекращал никогда. «24 апреля стояла чудесная погода, — вспоминает сын Андреева. — Дело, кажется, шло на поправку: накануне нам позвонили из лечебницы и сообщили, что состояние Бориса Федоровича значительно улучшилось, и его даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное. Мы сидели в палате и болтали о всякой всячине, предвкушая скорую встречу по-домашнему. Когда собрались уже уходить, отец вдруг спросил: «Как вы думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа? Должно быть, приснилось. Ерунда какая-то». Сколько ни упрашивали, он настойчиво вызвался нас проводить — хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проем, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он. Вечером, в половине одиннадцатого, позвонила лечащий врач… В это не хотелось, нельзя было поверить».- АДЖАНИ Изабель
- АДЖЕМЯН Вартан Мкртичевич
- АДИНИ Ада
- АДЛЕР Стелла
- АДОЛЬФСОН Эдвин
- АДОМАЙТИС Регимантас Вайткусович
- АДОРФ Марио
- АДОСКИН Анатолий Михайлович
- АДЫРХАЕВА Светлана Дзантемировна
- АЖИКМАА-РУШЕВА Наталья Дойдаловна
- АЗАГАРОВА Анна Яковлевна
- АЗАМАТОВА Сталина Азимовна
- АЗАРЕВИЧЕВА Мария Аполлоновна
- АЗАРИН Азарий Михайлович
- АЗЕР ИГБАЛ Абулгасан хан
- АЗЕРСКАЯ Елизавета Григорьевна
- АЗИМОВ Асад Вахабович
- АЗО Анатолий Георгиевич
- АЙ-АРТЯН Арташес Татевосович
- АЙВАЗЯН Багдасар Артемович
- АЙВАЗЯН Тигран Никитич
- АЙДАН Севда
- АЙДАРОВ Сергей Васильевич
- АЙЗЕНБЕРГ Нина Евсеевна
- АЙКБАРН Алан
- АЙМАНОВ Шакен Кенжетаевич
- АЙМЕДОВА Маягозель
- АЙРОНС Джереми
- АКАР Джон Джозеф
- АКВЕЙ Сака
- АКИМОВ Борис Борисович
- АКИМОВ Николай Павлович
- АКИМОВА Софья Павловна
- АККЕРМАН Конрад Эрнст
- АКОПЯН Арутюн Амаякович
- АКСЕНОВ Всеволод Николаевич
- АКСЕНОВ Юрий Ефимович
- АКСЕР Эрвин
- АКСЮТА Татьяна
- АКТЕ Эмми Шарлотта
- АКТЕ-ЯЛАНДЕР Айно
- АЛАДЖАЛОВ Семен Иванович
- АЛБУЛЕСКУ Мирча
- АЛЕКАЕВ Константин Федорович
- АЛЕКПЕРОВ Алескер Гаджи Ага оглы
- АЛЕКСАНДРАКИС Алекос
- АЛЕКСАНДРЕСКУ Сикэ Василе
- АЛЕКСАНДРОВ Николай Григорьевич
- АЛЕКСАНДРОВА Мария Александровна
- АЛЕКСАНДРОВА-ДУБРОВИНА Любовь Александровна
- АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА Александра Дормидонтовна
- АЛЕКСАНДРОВИЧ Михаил Давидович
- АЛЕКСАНДРОВСКАЯ Лариса Помпеевна
- АЛЕКСЕЕВ Борис Алексеевич
- АЛЕКСЕЕВ Валерий Иванович
- АЛЕКСЕЕВ Василий Михайлович
- АЛЕКСЕЕВ Иван Викторович
- АЛЕКСЕЕВ Иван Павлович
- АЛЕКСЕЕВ Леонид Андреевич
- АЛЕКСЕЕВ Николай Валентинович
- АЛЕКСЕЕВ-ЯКОВЛЕВ Алексей Яковлевич
- АЛЕКСЕЕВА Елизавета Георгиевна
- АЛЕКСЕЕВА Лариса Филологовна
- АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ Владимир Сардионович