Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-01-18

просмотров - 3

АНАКСАРХ

Имя латиницей: Anaxarchus

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.380 до н.э.

Место рождения: Абдеры, Фракия

Дата смерти: приблизительно 00.00.320 до н.э. Возраст (60)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: -0342

АНАКСАРХ

древнегреческий философ, известный как приближенный Александра Македонского и учитель Пиррона из Элиды. Согласно Диогену Лаэртию, его расцвет приходится на 110 олимпиаду (340-337 гг. до н. э.). Был продолжателем атомистического направления в философии, восходящей к Демокриту: учился у Диогена из Смирны, слушателя Метродора Хиосского, который слушал, в свою очередь, учеников Демокрита Несса Хиосского и Метродора из Абдеры. Немногие сохранившиеся свидетельства о его жизни содержатся в биографиях Александра Македонского (у Плутарха из Херонеи) и Пиррона (у Диогена Лаэртия). Он постоянно находился в ближайшем царском окружении, сопровождал Александра во время его восточного похода, когда имел возможность увидеть индийских мудрецов, «гимнософистов и магов». В это время в числе его постоянных слушателей уже был Пиррон, которого он укреплял в искусстве «безразличия» (апатии) и «безлюбия». Вскоре после смерти Александра Анаксарх, имевший прозвище Счастливчик, был жестоко убит своим недоброжелателем тиранном Кипра Никокреонтом (ок. 320 г. до н. э.). Слова, сказанные Анаксархом перед смертью своему мучителю: «давай, толки шкуру Анаксарха, тебе никогда не истолочь его самого» на закате Античности цитируют неоплатоники Олимпиодор и Элий, поясняя различие между душой и телом.

По словам Плутарха, он «пошел в философии особым путем и был известен своим презрительным отношением к общепринятым взглядам». Судя по сохранившимся свидетельствам, этот «особый путь» Анаксарха в философии умещается в рамки риторических упражнений в восхвалении Александра и побуждении царя к доблестному поведению в духе правды и правосудия. По-видимому, он затрагивал также и некоторые натурфилософские темы (у Стобея Анаксарх даже назван «физиком»), в частности, в духе атомистического учения полагал, что миров бесконечное множество, а не один, и этим огорчил Александра Македонского. Секст Эмпирик сообщает, что Анаксарх отрицал существование критерия истинности, т. е. отрицал нашу способность надежно различать истину от заблуждения. Очевидно, он исходил из наличных чувственных восприятий как источника нашего знания: чувственные образы для нас есть условное представление истинного положения вещей, подобно тому как декорация лишь представляет образ реальности, о которой говорится в театральной постановке, причем человеку в здравом уме сущее представляется не более надежно, чем видящему сон или сумасшедшему, у которых тоже имеются свои представления о реальности.

Данное мнение является скептическим развитием демокритовской идеи о несходстве того, как вещи существуют на самом деле и как они являются нам, к агностическим выводам из которой пришел уже учитель Анаксарха, Метродор. Анаксарх был автором сочинения «О царской власти», от которого сохранились два небольших фрагмента. В одном из них он рассуждает о том, что многознание бывает как на пользу, так и во вред; мудрость определяется знанием «удобного момента», а сказанное не к месту и не вовремя будет глупо; в другом говорится, что богатство приобрести трудно, но еще труднее его сохранить. По данным отрывкам трудно составить представление о замысле его сочинения в целом. Чрезвычайно популярные в эллинистический период, сочинения с традиционным заголовком «О царской власти» упомянуты в каталогах сочинений многих философов (Евфанта Олинфского, Ксенократа, Аристотеля, Теофраста, Стратона из Лампсака, Эпикура, Клеанфа и др.). Анаксарх, по-видимому, написал одну из первых книг на эту тему.

Медиа (0)
Связи (17)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх