Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-04-06

просмотров - 3

АМЕЛИЙ Гентилиан

Имя латиницей: Amelius Gentilianus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.230

Дата смерти: реконструировано 00.00.290 Возраст (60)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 0250

АМЕЛИЙ Гентилиан

античный философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 246), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал его своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтил пифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония. В 269/269 г. покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. Его сочинения не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у Амелия тщательность письменного слова. По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, он вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили ок. 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» – против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» – адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана – в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков. Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими Амелий понимал три ума – ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцает умопостигаемое – которые трое суть три демиурга). Амелию принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого Амелий отождествляет Логос с мировой душой. У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения еще не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер – содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление – можно судить по многим текстам Плотина. Амелий фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков). Он интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада – демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) – человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) – доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим Амелий послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.

Медиа (0)
Связи (8)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх