Досье личности

Ценность: 2,842 (19)

Симпатия: 3,316 (19)

дата обновления - 2018-04-25

просмотров - 14

АЛЬБА Каэтана

Имя латиницей: Alba Kaetana

Пол: женский

Дата рождения: 10.06.1762

Место рождения: Мадрид, Испания

Дата смерти: 23.07.1802 Возраст (40)

Место смерти: Мадрид, Испания

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Лошадь

География: ЕВРОПА, ИСПАНИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: живопись, ЛИЧНОСТИ журнал, любовь, прототип, семья, фаворит.

Anno: 1795

Каэтана АЛЬБА

испанская аристократка, дочь и главная наследница Фернандо де Сильва и Альварез де Толедо, 12-го герцога Альба, 13-я герцогиня Альба, наследница многочисленных титулов и владений этого семейства. Наиболее известна как покровительница и муза художника Франсиско Гойя. По рассказам современников, герцогиня была женщиной необычайной красоты, шарма, интеллигентности и остроумия. В 12 лет ее выдали замуж за 15-го герцога Медина-Сидония, главу одного из знатнейших родов Испании. Они оба были покровителями Гойи и в своем дворце в Мадриде сделали ему студию. Брак герцогини Альба остался бездетным. Ее муж внезапно умер в 40-летнем возрасте, как и она сама. Ходили слухи об отравлении, ее лекарю пришлось доказывать свою невиновность в суде. С Гойей герцогиню связывали продолжительные отношения, вероятнее всего, любовные. Долго муссировались слухи, что именно герцогиня послужила натурщицей знаменитых «Мах» Гойи, что, в особенности в случае «Махи обнаженной», воспринималось ее аристократическим потомством в штыки. В ХХ в. с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопровергнутой. После смерти герцогини Альбы «Махи» и висевшая рядом с ними во дворце «Венера с зеркалом» были под нажимом короны проданы ее наследниками фавориту королевы, Годою. Другое полотно из собрания герцогини, «Мадонна Альба», оказалось в доме ее лекаря.

Медиа (1)

Каэтана АЛЬБА в фотографиях:

Связи (3)
Источники (3)
Факты (1 )

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Будущую герцогиню Марию Тересию Каэтану де Альба выдали замуж тринадцатилетней за человека, который был старше ее на шесть лет. Вскоре она поняла, что ошиблась в выборе… К двадцати годам Каэтана стала самой известной женщиной в Испании, а ее поведение не раз становилось предметом ожесточенных споров.

Она любила жестоко подшутить над близкими людьми и случайными знакомыми. Однажды, например, встретившись на прогулке с молодым семинаристом, притворилась бедной девушкой и попросила отвести ее в кафе, где заказала такое количество блюд, что студент не смог расплатиться с хозяином. По ее коварной подсказке хозяин кафе заставил молодого человека оставить в залог свои штаны. Однако и это не остудило пыла ее нового обожателя, и на следующий день он отважился навестить герцогиню в ее дворце. Уверенный, что его знакомая – простая служанка, он самоуверенно появился перед ней и вдруг оказался посреди блестящего общества, где при всеобщем ликовании и его немалом смущении было поведано со всеми подробностями о его недавнем приключении.

Каэтана была не менее гордой, чем королева, и позволяла себе столь же дорогостоящие причуды. Несмотря на это, народ относился к ней с симпатией. Отец молодой женщины, герцог Хосе Альварес де Толедо Альба, почитывал Вольтера, других энциклопедистов и был, что называется, либералом, сторонником прогрессивных реформ. Эти же идеи приветствовала и его дочь, щедро занимавшаяся благотворительностью и искренне пытавшаяся помочь обездоленным.

Каэтану злобно ненавидела королева Мария-Луиза, выславшая ее на три года за пределы Мадрида. Ларчик открывался просто: однажды любовник монархини перешел в постель к герцогине Альба… Симпатизирующих опальной красавице было немало. Художник Франсиско Гойя оказался не единственным человеком, посвящающим ей свои творения. Например, Хуан Мелендес Вальдес обращался к ней в своем произведении «Дни Сильвии»: восхищаясь умом и красотой молодой женщины, назвал ее Венерой, звездой любви.

А Гойя? Неужели у кого-нибудь могли возникнуть сомнения в его отношении к Каэтане?

О далеких от целомудрия похождениях «бешеного Гойи» еще при его жизни ходили легенды. Отличавшийся незаурядной силой и ловкостью, он нередко становился виновником кровопролития – как правило, на любовной почве, из-за чего ему не раз приходилось скрываться из Мадрида. Помнит о Гойе и Вечный город Рим. Сын небогатой аристократки и простого крестьянина, человек взрывного темперамента, необузданных страстей и желаний, художник, несомненно, был личностью яркой и притягательной, но не очень удобной для каждодневного общения.

Создавая образ герцогини Альба, художник не только подчеркивал обаяние ее красоты, хрупкость и грацию фигуры, удлиненное бледное лицо с огромными глазами, пышные черные кудри, но и раскрывал своеобразие ее характера – капризность, черты своеволия и независимости, а иногда – веселой шаловливости. Наиболее известный из ее портретов – во весь рост, созданный в 1795 году.

Овдовев в 1796 году, герцогиня удалилась в одно из своих поместий, где в течение нескольких месяцев Гойя был ее гостем. Исследователи считают, что художник запечатлел самого себя рядом с герцогиней в чудесной жанровой картине, изображающей кавалера и даму на прогулке. Лица обоих персонажей отдаленно, но напоминают Гойю и Каэтану. Сценами из жизни герцогини считаются и замечательные рисунки Гойи, сделанные в том же поместье. Многие из них довольно интимны: молодая женщина поправляет чулок или лежит на постели. А на лучшем изображена юная, прекрасная, все с теми же локонами женщина, склонившая лицо к маленькой негритянке, сидящей у нее на коленях. Известно, что герцогиня купила на невольничьем рынке девочку-рабыню и взяла в свой дом. Неофициально она удочерила Марию де ла Лус и по-своему любила этого ребенка, но относилась к девочке как к экзотическому предмету домашнего обихода.

Каэтана не только открыто показывалась с художником: судя по всему, она позволила рисовать себя обнаженной – неслыханное дело в тогдашней ханжеской Испании! «Маха одетая» и «Маха обнаженная» – сколько споров было вокруг этих полотен, сколько раз гадали исследователи, кто же изображен на них! Многим почему-то не верилось, что это Каэтана. Хотя легенду эту, дошедшую до наших дней, нельзя отметать.

Зарубежные исследователи выдвигают и такую версию: знаменитая «Маха» – месть отвергнутого мастера, которому изменила непостоянная женщина, за что ее черты были приданы какой-то (наверняка невысокородной) девице…

Нет сомнений в том, что в сердце Гойи Каэтана Альба заронила самое большое чувство, когда-либо испытанное им в жизни. Он любил ее со всей страстностью своей натуры, о которой сам признавался в письме к другу: «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить. С трудом я немного успокоюсь, чтобы опять взяться за работу». Не исключено, что гордая герцогиня отвечала ему взаимностью…

Ярым противником любовной версии в свое время выступал художник и историк искусств Александр Бенуа. Он предполагал, что на двух полотнах с махами изображена одна из многочисленных пассий премьер-министра Годоя, развратника и сластолюбца. Именно из описанного имущества павшего фаворита эти картины и попали в казенные собрания.

Но во времена А. Бенуа, очевидно, еще не было известно о существовании главного свидетельства – портрета Каэтаны в национальном испанском наряде с черной мантильей на голове. На кольцах, надетых на ее правой руке, можно прочитать выгравированные имена: Альба и Гойя. Мало того: палец очаровательной герцогини указывает на песок. После реставрационных работ, проведенных уже в конце 60-х годов двадцатого века, стала видна и надпись: «Только Гойя». Это полотно художник не выставлял, оно хранилось в доме Гойи до конца его жизни…

К сожалению, никакое счастье (пусть даже и призрачное!) не бывает вечным… Вскоре Каэтана заболела и умерла (по одной из версий, от подпольного аборта). Произошло это в 1801 году. Весь Мадрид провожал ее в последний путь, а похороны были торжественными и пышными, как и полагалось при погребении такой знатной дамы.

В ее завещании отразился взбалмошный нрав герцогини: денежные суммы, порой весьма крупные, были оставлены людям, которых она почти не знала: бедным студентам, выжившему из ума нищему монаху, подкидышу, найденному в одном из ее замков, различным актерам и тореадорам. Первому королевскому живописцу Франсиско де Гойя-и-Лусьентес донья Каэтана Альба оставила лишь простенькое кольцо, а его сыну Хавьеру – небольшую ренту

http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/kaetana-alba/

 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх