19.02.2011 Мартыненко Ольга
Анализ творчества:
Абрамович, Николай Яковлевич, писатель. Родился в 1881 году. С 1898 года помещал критические фельетоны в "Донской Речи", "Приазовском Крае" и других изданиях. Стихотворения печатал в "Жизни" и "Журнале для всех". С 1905 года появляется ряд критических статей А. в "Образовании", "Современном мире", "Русской Мысли" и других, вышедших затем отдельными изданиями под заглавием "Литературно-критические очерки", т. I (1909), "Жизнь и творчество" (СПб., 1909), "В осенних садах" (СПб., 1909), "Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский" (СПб., 1909), "Человек будущего" (СПб., 1909), "Сказка о Голом Короле" (СПб., 1910). Как критик, А. примыкает к той полосе модернизма, для которой общественность не имеет значения. Его занимают навеянные ницшеанством вопросы о соотношении начал "Аполлинического" и "Дионисовского", о соотношении жизни и смерти, о стихийности в поэзии, о страхе перед жизнью и т.п. Искусство для него аморально и аполитично. В поэзии он ценит только стихийность, смотрит на нее исключительно как на "голос живой природы", а на поэта - как на "непроизвольное эхо не узко-человеческой, но общей, беспредельно-космической жизни". У А. много красиво написанных страниц, но расплывчатость и желание писать не столько верно, сколько красиво, мешают верности и точности характеристики. Лучше всего удаются А. этюды об иностранных писателях - Уайльде, Гамсуне, Карлейле, Эмерсоне. В статьях о русских современных писателях слишком сильно выступают отклики вражды и полемических схваток журнальных кружков и котерий. С особенной строгостью А. относится к Леониду Андрееву , славу которого считает необычайно раздутою; он для него - "голый король" из известной сказки Андерсена. С. В.
http://www.spy-bot.ru/dictionary/biograf/33.html
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Николай Яковлевич Абрамович, псевдоним Н. Кадмин (1881, Таганрог — март 1922, Москва) — российский литературный критик, прозаик, поэт и публицист. Брат Абрамовича, поэта-символиста, писавшего под псевдонимом Владимир Ленский. Автор нескольких «декадентских» романов в соавторстве с братом («Демон наготы», «Игра»).
Был сотрудником журналов: «Образование», «Современный мир», «Русская мысль», «Жизнь» и «Журнал для всех».
В критике Абрамовича много рассуждений в духе модернизма 1900-х гг., например, о «дионисовском» и «аполлоническом» начале, о жизни и смерти, о «стихийности» поэзии и её «аморальности» и «аполитичности» и т. п. На него влияли Ницше и Бергсон.
В последние годы страдал душевной болезнью.
Сочинения
* Литературно-критические очерки, кн. I. — СПБ. 1909.
* Жизнь и творчество. — СПБ. 1909.
* В осенних садах. 1909.
* Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский. — СПБ. 1909.
* Человек будущего. — СПБ. 1909.
* Женщина и мир мужской культуры (1913) - отражает антифеминизм в духе Стринберга и Вейнингера.
* Философия убийства (1913) - об инквизиции.
* Падение династии. Темные силы и революция (1917)
* Под псевдонимом Н. Кадмин у Н. Я. Абрамовича вышли:
Очерки по истории русской литературы. — М. 1912
История русской поэзии. — М. 1915—1919 (2 тт.).