король Неаполя и граф Прованса в 1309-1343 гг. из Анжуйской династии (Анжу-Сицилийский дом). Третий сын Карла II и Марии Венгерской. Когда при посредничестве папы был заключен мир в Ананьи (в 1295), по которому Хайме II Арагонский отказывался от Сицилии в пользу Анжуйской династии, Роберт женился на Иоланде, сестре Хайме II. Но подписанный мир и заключенный брак не принесли ему Сицилии: сицилийцы не признали произошедшей за их спиной передачи острова из рук в руки и избрали своим королем Федериго II, младшего брата Хайме II. По договору в Калтабеллоте (в 1302) Карл II и Роберт признали Федериго II пожизненным королем Сицилии, что фактически означало их отказ от продолжения борьбы за остров. Роберт, вступив на престол Неаполя в 1309 г., оказался на долгие годы главным вождем партии гвельфов в Италии.
В 1311-1313 гг. он воевал с императором Генрихом VII, по примеру императоров X-XII вв. решившего добиться реальной власти в Италии. В мае 1312 г. Генрих VII, временно смирив ломбардские города, вступил в Рим. Но правый берег Тибра с собором святого Петра находился под контролем неаполитанских войск под командованием Иоанна Ахайского, брата Роберта, и Генрих VII не смог сломить их сопротивления. В результате Генрих VII короновался в Сан-Джованни-ди-Латерано 22 июля 1312 г. и покинул Рим навсегда. После смерти Генриха VII 24 августа 1313 г. Роберт продолжил войну с гибеллинами в Северной Италии. В 1317 г. папа Иоанн XXII за заслуги перед Святым престолом возвел его в сан сенатора Рима. В последующие годы Роберт добился подчинения Генуи (1318) и Брешии (1319). В 1328 г. Роберт успешно противостоял следующему императору Людвигу Баварскому, а в 1330 г. нанес поражение сыну Генриха VII Иоанну Люксембургскому, вынудив его покинуть Италию. Короля высоко ценили Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо как высокообразованного монарха и покровителя искусств. Петрарка добивался чести выступить перед Робертом перед тем, как направиться в Рим для получения венка на Капитолийском холме в 1341 г. Он же посвятил Роберту поэму «Африка», увидевшую свет уже после смерти как короля, так и автора.