американский писатель. Был золотоискателем, журналистом. В цикле «Калифорнийские рассказы» (1857-1871) описал быт и нравы старателей на золотых приисках. В России эти произведения высоко оценили Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский. В остроумных пародиях на писателей романтического и сентиментального направления («Романы в самом кратком изложении», 1867) выступал как сторонник реализма. Его герои – отверженные обществом люди, способные на мужественные поступки («Счастье ревущего стана», 1868, русский перевод 1895; «Как Санта Клаус пришёл в Симпси бар», 1872; «Млисс», 1860, русский перевод 1910). В рассказах («Миллионер из Скороспелки», «Человек из Солано») и романах («Габриел Копрой», 1875-1876 и др.) он показал развращающую власть золота; выступал против расизма («Вань-Ли-Язычник», «Трое бродяг из Тринидада»); обращался к исторической теме.Бысто завоевал признание в России. Уже в 1895 году в Санкт-Петербурге вышло собрание сочинений Брета Гарта в шести томах. Высоко ставил Гарта поэт Осип Мандельштам. В СССР по рассказам Гарта был снят фильм «Вооружён и очень опасен» (1977).
Связь Гарта с Россией этим не ограничивается: путешествие русского купца Николая Резанова в Америку и обручение его с Консепсьон де Аргуэльо, дочерью коменданта испанской крепости, знакомое нынешнему читателю и зрителю по поэме Андрея Вознесенского и мюзиклу Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», сотней лет раньше послужило сюжетом для баллады Брета Гарта «Консепсьон де Аргуэльо».