русский театральный декоратор и машинист сцены, заслуженный артист Республики (1922). В 1855-1856 гг. учился у О. Гама в Дрездене и у К. В. Гропиуса в Берлине. С 1857 г. работал в Москве в Большом театре, Театре М. В. Лентовского и др. Участвовал в оформлении спектаклей Малого театра: «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (1887), «Кольцо любви» В. А. Крылова (1892), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1894), «Старый закал» А. И. Сумбатова-Южина (1895), «Мария Стюарт» Шиллера (1898), «Разрыв-трава» Е. П. Гославского (1901) и др. С начала 1900-х гг. работал также машинистом сцены в Большом театре, МХТе, театрах Г. Г. Солодовникова, Ф. А. Кирша и др. Руководил монтировочной частью «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже. Высокое инженерное мастерство машиниста сцены позволяло ему добиваться разнообразных постановочных эффектов (бури, катастрофы, водопады и т. п.), прежде всего в спектаклях на «волшебные» и сказочные сюжеты. Разработал и осуществил (по проекту А. П. Ленского) первую в России поворотную сцену (накладной круг), использованную в спектакле Малого театра «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1900). Автор книги «Шестьдесят пять лет в театре» (1928).