Имя латиницей: Dexter Gordon
Пол: мужской
Дата
рождения:
27.02.1923
Место рождения: Лос-Анджелес, штат Калифорния, США
Дата
смерти:
25.04.1990
Возраст
(67)
Место смерти: Филадельфия, США
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Свинья
География:
США.
Ключевые слова:
джаз, искусство, композитор, музыка, эстрада.
Anno: 1944
Декстер ГОРДОН
американский джазовый музыкант (тенор-саксофон), руководитель ансамбля, композитор. В школе получил начальные знания по теории музыки и гармонии. Учился игре на кларнете с 13-ти лет, а также с 15-ти – на альт-саксофоне. В 1940 г. перешел на тенор-саксофон. Начал выступать как профессионал в раз личных местных оркестрах. С 1940 г. в течение 3-х лет играл в оркестре Лайонела Хэмптона, затем у Ли Янга, Джесса Прайса, Луи Армстронга (1944), в биг-бэнде Билли Экстайна, в ансамбле Чарли Паркера (1945). В 1946 г. создал собственный ансамбль «Three Deuces», летом того же года вернулся на Западное побережье, побывал в Гонолулу. С 1947 г. работал главным образом в Нью-Йорке (в частности, у Тедда Демерона) или в Калифорнии, с 1962 г. – в Европе. После короткого посещения США (1965) обосновался в Дании. В 50-70-е гг. сотрудничал с Доном Черри, Вуди Шоу, Хэмптоном Хэйсом, Джоан Брэйкин, «Фили Джо» Джонсом, Фредди Хаббардом, Уинтоном Келли, Джеймсом Муди, Орнетом Коулменом, европейскими музыкантами. Участвовал в фестивалях джаза. Ярко талантливый тенор-саксофонист бибопа (входит в число первых боп-тенористов), один из самых значительных и наиболее прогрессивных представителей этого стиля (продолжал развивать его идеи в новых, модернизированных формах – хард-боп, необоп, фри-боп, боп-сервайвл). Ученик и последователь Лестера Янга. Также испытал влияние Коулмена Хокинса, Ч. Паркера, позднее – Стэна Гетца и «Сонни» Роллинса (в свою очередь, серьезно повлиял на них, а также на Джона Колтрэйна, Джонни Гриффина и других музыкантов модерн-джаза). Маршалл Стерне указывает на его принадлежность к лидерам направления «экстравер-модерн» (стилевое ответвление, связанное с продолжением развития идей Янга в сфере бибопа с опорой на блюзовую традицию) – в противовес группировке «ультра-кул-скул» (музыканты необопа, развивавшие концепцию Янга в русле кул-джаза В середине 40-х гг. ввел в джазовую практику (с Джином Аммонсом, позднее с У. Греем) дуэты-состязания тенор-саксофонистов. Проявил себя и как одаренный композитор, автор тем, инструментальных пьес, мюзиклов «The Connection» (1960) и «Dexterity».
-
Вл. Фейертаг. Джаз. ХХ век. - Санкт-Петербург, Скифия, 2001