французский композитор эпохи барокко. Исключительно плодовитый и разносторонний. Занимался композицией в разных жанрах. Его мастерство в написании духовной вокальной музыки, прежде всего, было признано и высоко оценено его современниками. При жизни его затмил Жан Батист Люлли, из-за чего композитора скоро забыли, и только в XX в. его признали, как одного из наиболее одаренных и разносторонних мастеров французской музыки.
Получил хорошее образование: сначала с помощью иезуитов, а в возрасте 18 лет поступил в юридическую школу в Париже, откуда ушел после первого семестра. Провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 гг. и учился у Джакомо Кариссими. Он, как известно, был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Куапо д`Ассуси, который сочинял для французского посольства в Риме. Легенда утверждает, что изначально Шарпантье отправился в Рим, чтобы учиться живописи, прежде чем он появился у Кариссими. Сразу по возвращении во Францию (около 1670-х), поступил на службу в качестве домашнего композитора к Марии Лотарингской, герцогине де Гиз, которая была известна, как «мадемуазель де Гиз». В течение следующих семнадцати лет сочинил для нее большое количество вокальной музыки, в т. ч. псалмы, гимны, мотеты, магнификат, мессу и Dies Irae для поминальной службы. Благодаря любви мадемуазель де Гиз к итальянской музыке, мог в полной мере использовать в своей работе знания, почерпнутые в Риме. В это время композитор также сочинял для невестки своей покровительницы – вдовствующей герцогини де Гиз, Елизаветы Маргариты Орлеанской, двоюродной сестры Людовика XIV.
В течение семнадцати с лишним лет в отеле де Гиз написал почти столько же музыки для сторонних заказчиков, сколько и для своей покровительницы. После того как Мольер порвал с Люлли в 1672 г., начал свое многолетнее сотрудничество с его труппой. Это произошло, вероятно, не без влияния мадемуазель де Гиз и ее невестки. По их совету драматург отказался от услуг композитора Шарля д`Асуси и передал Шарпантье заказ на музыку для «Мнимого больного». После смерти Мольера в 1673 г. продолжал писать для наследников драматурга – Тома Корнеля и Жана Донно де Визе. Композитор также сочинял духовную музыку для капеллы сына Людовика XIV, Великого Дофина. В 1683 г., в честь переезда двора в Версаль, сочинил дивертисмент «Версальские удовольствия». Когда Людовик объявил конкурс на должность музыкального директора придворной часовни, Шарпантье был одним из претендентов, прошедших первый тур, однако был вынужден отказаться от дальнейшего участия из-за болезни. В 1687 г. его покровительница умерла, к тому времени композитор уже состоял на службе у иезуитов. С конца 1687 по начало 1698 гг. служил у них учителем музыки, работая сначала для колледжа Людовика Великого (для которого написана духовная опера «Давид и Ионафан»), а затем для церкви Св. Людовика. В 1692-1693 гг. преподавал композицию племяннику короля и будущему регенту Франции, Филиппу Орлеанскому. Высокородному ученику он посвятил трактаты «Правила композиции» и «Сокращенные правила аккомпанемента». В это же время он ставил в Королевской академии музыки «Медею», свою единственную лирическую трагедию (4 декабря 1693). В 1698 г. был назначен музыкальным директором Сент-Шапель в Париже. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти шесть лет спустя. Одной из его самых известных композиций этого периода стала «Месса Assumpta Est Maria» (Х. 11). Большая часть созданного им в в последние годы не сохранилось, поскольку после смерти композитора королевская администрация конфисковала все, что он написал для капеллы.